Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
21 января в Воронежском концертном зале с творческим вечером выступили актеры столичного «Современника» – Андрей Аверьянов и мэтр кино и театра Валентин Гафт. Оба читали стихи и пародии: Гафт на своих современников – выдающихся мастеров сцены и эстрады, Аверьянов – на нынешних звездулек (подробнее о концерте). И Гафт коллегу очень хвалил, это ведь именно он в начале 2004-м порекомендовал Галине Волчек взять Аверьянова в театр:
- Андрюша - очень талантливый человек. Сильный. И гордый до сумасшествия. Блистательный артист. Но никогда не самоутверждается. Хотя мог бы: у него прекрасное мужское обаяние, и разум есть, и юмор, пишет потрясающе остроумные пародии. Но он занимается профессией, где стыдно себя хвалить, - констатировал Валентин Иосифович в эксклюзивном интервью «Комсомолке».
Сам Гафт – такой же. Тоже пишет гениальные, тонкие стихи и невероятно едкие эпиграммы. Великий мастер сцены и кадра. И необыкновенно прост при этом. И тоже стесняется себя хвалить.
- Заметила, вы всегда хвалите людей, Аверьянова, Маковецкого, Суханова, конкретно, а ругаете – в общем, не переходя на личности.
- А кто я такой? Какое имею право ругать? Что я – особый человек? – грустно ответил Гафт.
Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАМИ В ТЕАТРЕ ЗАМЕНЯЮТ СВОЮ БЕЗДАРНОСТЬ
- Валентин Иосифович, как вы думаете, объявленный Год литературы поможет вернуть на театральную сцену классику?
- Поможет. Да и то, что на это обратили внимание, объявив Год литературы, уже грандиозно. Молодец президент!
- Сейчас же в театре процветают эксперименты - на сцене засилье мата и голых. Как вы к подобным вещам относитесь?
- Этими штуками люди заменяют свою бездарность. Низкая цель. И очень короткая память. Мгновение. Не процесс искания, не искусство - ерунда.
- А насчет закона о запрете мата в произведениях искусства, литературы что думаете?
- Есть великий русский язык Толстого, Чехова, Тургенева, там в подтекстах есть все. Но иногда нужно еще усилить эффект – это прекрасно. А когда матерщина на каждом шагу, на пустом месте, когда кроме ля-ля-ля люди ничего не знают и непотребными словами просто разговаривают, когда девочки молодые плюют эти слова, как шелуху – это безобразие. Надо отличать, когда это высокое искусство, высота духа. И когда - просто дерьмо, рассыпанное по дороге. Это большая разница. И это можно отличить.
- Вы в последнее время редко снимаетесь. Из последних фильмов что понравилось? «Солнечный удар» Михалкова смотрели? Вы же Никите Сергеевиче восторженно отзывались, когда снимались у него в фильме «12».
- Я и сейчас восторженно о нем отзываюсь – Никита что-то пробует, ищет, он художник. И имеет право иногда заблудиться. А вообще я смотрю мало. Но мне нравится «Оттепель». Там хороший режиссер, видимо, у него была хорошая подготовка. И актеры там замечательные. В этом сериале немножко глубже копнули, чем мы видим обычно в современных картинах - сейчас же все делается быстро. Поэтому эта картина держит. Ты веришь ей, переживаешь и забываешь, что это кино.
В «ЧАРОДЕЯХ» Я КРИВЛЯЛСЯ
- У кого вы хотели бы сняться?
- Мне совершенно все равно.
- Главное, чтобы хороший режиссер был?
- Да я об этом даже не думаю. Я себя видеть на экране не могу!
- Ну бросьте! Вас все любят, и картины с вашим участием постоянно пересматривают: «Чародеи» будут смотреть каждый Новый год – есть в нем какая-то особая атмосфера.
- Ой, мне это все очень не нравится: я там кривлялся. Согласился сниматься только потому, что мне Стругацкий позвонил, сказал: «Вы мне очень нравитесь!».
- Недавно по ТВ Марина Неелова о вас рассказывала: «Гафт непредсказуемый, парадоксальный, он прекрасен и опасен одновременно». Другие говорят о вас, как о жутком самоеде. Вы сами себе каким кажетесь?
- Ко всему, что обо мне говорят, я отношусь с большой иронией. Я говорю: «Ребята, вы что, не видите – я не только не такой, как все, я хуже!» Я малообразованный, мало чего знаю. Просто мне душа подсказывает, как выразить по-своему то, что я вижу. Я не говорю, что я художник. Просто художник интуитивно чувствует природу. Мы с природой друг другу помогаем. Она смотрит на нас, а мы ее определяем – через себя.
Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
У НАС В СЕМЬЕ ВЗАИМОВОСХИЩЕНЬЯ НЕТ
- Что вас сейчас радует в жизни?
- Я уже перешел границы радости и печали. Печалиться сейчас все больше приходится – соратники умирают, подряд. Лучшие люди эпохи, друзья. Чему радоваться? Почти нечему. Радуешься, когда что-то делаешь - мгновениям творчества. Радуешься, когда не врешь – понимаешь: вот то, что я хотел, вот здесь я живой. Но, к сожалению, театр – это такое мгновение, которое возникает, исчезает – и доказательств нет. Вот сочиняю что-то. Никаких задумок у меня нет – само собой получается. На что-то нацелился, оно тебя мучает, вертишь его так и этак, начинаешь спорить с самим собой, говоришь себе, какой дурак – так и вырастает что-то. Написал стихов новых много.
- Когда ваша свежая книга выйдет, которую Михаил Шемякин оформляет?
- Думаю, в апреле. Такой сборник: мои стихи, его картины. Это для меня большая честь. Он пишет картины, а я по этому поводу – стихотворением отзываюсь. Он дал мне много толчков – десяток новых стихотворений написал.
- А супруга Ольга Остроумова дает толчок к творчеству?
- У нас в семье взаимовосхищения нет. Мы на эти темы не разговариваем. Оля очень умный, строгий человек, у нас не принято хвалиться. Да и мне кажется, я надоел ей уже всеми этими вещами.
- Первым делом не ей читаете новое?
- Нет, ну что вы! Я могу кому-нибудь из друзей позвонить. Я понимаю Цветаеву, когда она выскакивала на улицу, останавливала прохожих: можно я вам стихотворение прочитаю? Понимаю, что я не Цветаева, но принцип тот же самый – проверить на ком-то. Иногда кто-то прислушается, говорят - что-то есть. Но я не для того это делаю, чтобы сказали, вот мол, какой я поэт. Просто получаю удовольствие от того, что все совпало. Как это все выражено в природе: как снег лежит, капли дождя бегут по стеклу, яйцо на столе, что такое тучи – в них секретов много. Поэт это отмечает. Чем больше обогащен человек тем, что он разбирается в природе вещей, проникает в суть – тем больше он от этого получает удовольствие. Это же безумно интересно – все живое. И интересно перевести все это в наш мир – коротко звучащими фразами, которые определяют гораздо больше, чем простое размахивание руками.
- Смотрите телевизор, сегодняшние новости расстраивают? Бойня на Украине, мировой терроризм…
- Конечно, смотрю. Переживаю за людей, которые гибнут. Это безобразие: человечество в истреблении самих себя дошло до примитива. Перешагнули порог недозволенного. За это Бог накажет! Не может такое остаться безнаказанным…
Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ