Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество7 апреля 2013 22:00

«Быть тебе, Валерка, или великим артистом, или великим пьяницей!»

Сегодня 9 дней со дня смерти знаменитого артиста
Источник:kp.ru
Счастливый дед Валерий Сергеевич с внуками.

Счастливый дед Валерий Сергеевич с внуками.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Он жил на виду, не украдкой, работал, любил, воспитывал детей, играл роли большие и малые, учил молодых, в политику не ходил, строил храм, реставрировал театр на Алтае. Как сам говаривал: «Живу, как могу». И жизнь его не всегда была медом облита.

КАЛЕКА НА ВСЮ ЖИЗНЬ?

Родился Валерий Золотухин в селе Быстрый Исток на Алтае за день до начала Великой Отечественной - 21 июня 1941 года. В его родной деревне старожилы вспоминают: мол, все в семье Золотухиных (а было у будущего актера два брата, Володя и Ваня, и сестра Тоня) рождались рыженькими - в отца. А Валера народился черненький, как цыганенок. Глава семейства Сергей Илларионович - мужик с характером - мягко говоря, с холодком отнесся к мальцу, упрекал жену, что не его это сын.

К слову сказать, с годами сын и лицом, и манерами все больше походил на отца. Тут уж не отвертеться! Так же похожи на своего отца и сыновья Золотухина - старший Денис и младший Ванечка.

Но вернемся в далекий Быстрый Исток. В тот день, когда семилетний Валера не удержался на веранде детсада и ухнул вниз. Покалечился на всю жизнь. Сначала колено болело, а потом стало опухать. Диагноз врачей звучал как приговор: «туберкулез коленного сустава». Это значит - калека на всю жизнь! Ногу заковали в гипс. И кто знает, чем бы такое лечение закончилось, если бы под гипсом не завелись вши. Нога стала нещадно чесаться, и гипс пришлось снять. Сняли и ахнули - лечили-то неправильно! Отправили бедолагу в санаторий в Чемал. Отец Валерия Сергеевича уже тогда был председателем колхоза, путевку в исполкоме помогли достать. Три года мальчишку лечили в санатории.

- Сколько ребятишек из того санатория остались инвалидами: мне тогда объявили, что ни в жизнь не буду гулять без костылей! - рассказывал Золотухин.

В Быстрый Исток восьмиклассник Золотухин приехал на костылях.

- Сяду на крыльцо дома и пою песни. А соседи мне кто яичко принесет, кто хлебушка. А может, приносили, чтобы не пел я, так не понимал я этого тогда. Думал, раз приносят, значит, нравится. Еще думал, а чем плохая профессия, раз платят. Пусть и едой. Вот и буду этим зарабатывать, - смеясь, вспоминал актер.

В школе дразнили. А он, чтобы не показывать слабость, дойдет до школы на костылях, и спрячет их под лестницей. А по школе тихонечко, тихонечко - и за парту. Многие и не догадывались, чего стоило Золотухину в школу добраться.

«ГАДКИЙ УТЕНОК»

В деревне вспоминают еще вот что:

- Когда Валере было лет 14, собралась родня, сели за стол. Наливают взрослым вина, а Валера отцу говорит: «И мне налей!» Отец ему налил, а тот - хлоп и выпил до дна. Тогда сестра Тоня сказала: «Быть тебе, Валерка, или великим артистом, или великим пьяницей!»

Но к славе еще ой как долго идти было. Надо было еще школу окончить. А учился он хорошо - золотую медаль получил! Доставалось ему только за неряшливый вид. Как-то учительница в сердцах брякнула:

- Валера, ты как гадкий утенок.

А он тут же ответил:

- Когда-нибудь этот гадкий утенок превратится в прекрасного лебедя.

Вот такой был внутри стержень. Да и тяга к актерству крепла. Собирал фотографии кумиров (особенно любил Лемешева), занимался в школьных кружках, в сельском клубе - в самодеятельности.

Были и сердечные истории. В десять лет в санатории манила пышногрудая медсестра, да так, что жениться на ней хотел. Потом соседские девчонки Печенкины. В общем, лирики хватало.

Да только костыли мешали. В школе меж парт худо-бедно удавалось на руках передвигаться, а хотелось еще и на танцы ходить. Вот решился однажды в старших классах выбросить костыли и учиться танцевать. Да так споро дело пошло, что в 9-м классе на Новый год яблочко выдал.

Но кто бы мог поверить, что хромоножка сможет поступить не куда-нибудь, а в Москву, в ГИТИС. А Золотухин, уверенный в себе, уехал - и поступил на отделение… оперетты! Где нужно было не только петь, но и танцевать будь здоров! Занимался на износ, чтобы не было видно физических недостатков.

В ЕГО КОМНАТЕ НАШЛИ ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ

Валерий Золотухин рассказывал о своей непростой жизни с какой-то даже застенчивостью: мол, ну и что такого. Никогда никто и не понял, что одна нога была немного короче другой, а про трость - верную спутницу актера - думали, что это такой пижонский аксессуар.

А в ноябре 2012-го, в последний приезд Золотухина в Барнаул, директор Государственного молодежного театра Алтая Татьяна Козицына заприметила неладное.

- Звонит он мне и говорит: «Тань, я готов к работе». Захожу, а он сидит в красном пуловере и в шарфе любимом в клеточку. Нарядный. Но я вижу, что плохо ему. Он мне еще сказал: «Наверное, простыл». А я говорю: «Куда это вы нарядились? Идите-ка спать!» А он как ребенок: «А что, можно?»

В общежитии для актеров Молодежного театра Алтая, руководителем которого Золотухин был десять лет, ему выделили квартирку-студию. Говорят, после его отъезда нашли несколько упаковок от анальгетиков. О том, что пьет обезболивающее, Валерий Сергеевич не говорил никому: не хотел беспокоить.

- Он никогда вообще не жаловался, - продолжает Татьяна Козицына. - Почему-то пишут, что умер после тяжелой продолжительной болезни… Какая ж она тяжелая и продолжительная, если он за два-три месяца сгорел.

И в самом деле, почти никто не мог подумать, что у 71-летнего Золотухина были тяжелые проблемы со здоровьем. По словам Ирины Линдт, он следил за собой, делал гимнастику, каждое утро стоял на голове - йога такая золотухинская. Даже близкие друзья никогда не слышали от него жалоб.

А еще трудился, как вол. Разрывался между Москвой и Барнаулом.

- У меня ведь свой театр есть в Барнауле. Знаете, какие у меня там ребятишки! - хвалился.

- У него с ними чудесные отношения были, - рассказывает Татьяна Козицына. - Я ему как-то жаловалась, что они по музеям не ходят, на концерты, а он мне: «Да отстань ты от них со своими симфониями, устают они». Вот представляешь, это ж как он любил людей! Он же всех помнил, как зовут, у кого кто родители... Вот и надорвался, видать…

Последняя записка, которую оставил актер в своей квартире в Барнауле.

Последняя записка, которую оставил актер в своей квартире в Барнауле.

КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА

«Если бы он не вел здоровый образ жизни, не дожил бы до этих лет»

- Обсуждать болезнь Валерия Сергеевича - это неэтично. Скажу лишь, что не враз он сгорел, болел достаточно долго, с прошлого года, - рассказал «КП» директор Алтайского филиала онкологического центра РАМН профессор Александр Лазарев. - Но сильные симптомы проявились только в последние месяцы. А бывает, что их нет вообще, и о болезни мы узнаем только после смерти. Такая это коварная болезнь.

- Могла ли повлиять на течение болезни привычка Валерия Сергеевича каждое утро стоять на голове?

- Да нет, что вы! Это хорошо, что он занимался йогой! Ведь он инвалид детства. Если бы он не вел здоровый образ жизни, не следил за собой, возможно, не дожил бы до этих лет.