Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество23 октября 2012 10:31

Как я снимал Норд-Ост

Сергей Шахиджанян рассказывает о работе фотокорреспондентов в те страшные дни, 10 лет назад [видео]
Одна из освобожденных заложниц выходит из дверей центра на Дубровке

Одна из освобожденных заложниц выходит из дверей центра на Дубровке

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Как узнал, сразу поехал туда. Цифровой камеры не было - снимал на пленку. Из "дальнобойной" оптики - только 70-200. А там нужен был телевик 500-600 мм - эта такие длинные и тяжелые объективы. Их во всей Москве наберется десятка три. Я учился в школе почти напротив Дома культуры, где проходил Норд-Ост...

Директор моей школы - Семен Рувимович Богуславский - по собственной инициативе тогда в школе организовывал всем помощь: чай, еду. До тех пор, пока разрешали это делать.

Было несколько оцеплений - в них стояли молодые солдаты, вечно голодные и холодные. Сразу хотел попасть в дом на другой стороне улицы (1-я Дубровская, дом 15/10) - он пятиэтажный, и стоит напротив через площадь и дорогу. Проблема была одна: пройти несколько оцеплений. Правдами и неправдами, я как-то в общей неразберихе ( которая типична при любом ЧП), их преодолел. Простые люди думают, что фотокорры всегда стоят рядом и снимают в упор. Для нас "рядом", это метрах в пятистах. А еще не всегда дают снимать - прячешься. Если пойдешь официальным путем, то вообще могут никуда не пустить. И каждый раз приходится что-то придумывать, чтобы снять репортаж. Иногда везет.

Вот отсюда мы и снимали на камеры все происходящее

Вот отсюда мы и снимали на камеры все происходящее

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Подошел к дому, фотоаппаратуру спрятал в обычный пакет. Зашел в подъезд вместе с жительницей дома - она любезно подсказала, какие квартиры выходят на Норд-Ост. Обзвонил несколько квартир.

Хозяин одной пустил - я зашел туда вместе с Сережей Карпухиным из Рейтер (его из другой квартиры выгнали). Там уже сидел Антон Денисов - он тогда работал в ИТАР-ТАСС и Рен-ТВ. Мы кое-как разместились в комнате на полу: квартира-то маленькая. Окна были старые и мутные, и мы снимали через небольшую щель - чтоб не засекли. Хозяин - к сожалению забыл как его зовут - все прекрасно понимал и был всецело на стороне журналистов. Несколько раз в дверь ломились - требовали открыть, угрожали взломать. Но он не открыл. Внешне на улице все выглядело очень спокойно. Забитая машинами парковка.

Перед в ходом в ДК стоял микроавтобус Шевроле с включеными фарами, двигателем и открытой водительской дверью. На нем террористы приехали - и так ее и бросили. Никто машину не трогал, она работала, пока бензин не кончился.

Между нами не было никакой конкуренции - мы делились объективами, едой. У "рентивишника" был бинокль и он предупреждал нас, когда что-то происходило. Было много часов ожидания. Расстояние от нас до здания Норд -Оста было приличным - звуки почти не доходили. Мобильная связь не работала. Антон Денисов хитрым способом подсоединился к проводной телефонной линии: плохо, долго, по часу, но снимки уходили. Я провел с ними чуть больше двое суток. Ребята просидели до самого конца. И хозяин квартиры это терпел. Вообще отношение жителей к журналистам было хорошее. Только японскому журналисту Масами Огаве не повезло. Очень хороший парень, кстати: со стороны улицы Мельникова он был. Ночью позвонил в квартиру телефон зарядить и дал хозяину еще 500 рублей!

Вернулся за ним через час А мужик оказался алкашом - телефон присвоил, а Огаве сказал, что, мол, приходили люди из ФСБ, забрали телефон, а ему мол, велели сообщить, когда журналист вернется. Так и не отдал ему 500 рублей.. .

См. репортаж: «Норд-ост»: фотохроника трагедии»