Премия Рунета-2020
Воронеж
+13°
Boom metrics
Пресс-центр "КП"6 января 2010 22:00

«В теперешнее тяжелое время нам нужно единство и взаимопонимание»

В пресс-центре «КП» - Воронеж» на вопросы ответил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий [видео]

Православие: верность традициям

- Здравствуйте! Меня зовут Анастасия. Мне интересно узнать ваше мнение, Владыка, по такому вопросу: каким вы видите развитие православия в России? Будет ли оно развиваться по традиционному пути или же пойдет по пути модернизации, как это, например, предлагает протодиакон Андрей Кураев? И если это путь модернизации, то в чем и насколько?

- Знаете, я выскажу свое мнение, а я человек очень консервативный. Но я полагаю, что так же думает большинство представителей нашего епископата: если мы отступим от наших ценностей, то уже не будем православными людьми; если мы допустим введение каких-то основ обновления, особенно в вероисповедании, то погибнем. Да, мы выступаем за обновление церкви, но - за обновление ее жизни, обновление нравственного состояния человека. Можно также поменять какие-то формальные, непринципиальные моменты. Но что принципиально - православная церковь должна оставаться хранительницей апостольской веры.

Конечно, и от проповедников, и от стиля проповеди зависит многое. И можно говорить, что протодиакон Андрей Кураев является представителем того немногочисленного крыла священнослужителей Русской православной церкви, которые такие формы проповеди приветствуют. Однако не все бывает и у отца Андрея гладко, он, случается, вносит много смущения, особенно в ряды традиционно верующих людей, потому что порой работает на публику. Это недопустимо. Да, можно идти с проповедью на рок-концерты - пожалуйста! Но нужно, наверное, оценивать публику: она пришла не проповедь слушать, а повеселиться. И в этом отношении он все-таки должен строить свою проповедь на вечных принципах, не поступаясь ими. Это наше кредо, и в этом отношении церковь очень консервативна. Потому что если мы будем менять церковную позицию в духе времени, у нас ничего не останется в православии.

- Спасибо, Владыка, для меня ваша позиция очень важна и ценна.

Возможно ли объединение всех христиан?

- Скажите, Владыка, угодно ли Богу разделение христиан на православных, католиков и протестантов? Возможно ли такое, что в будущем все христианские конфессии объединятся в одну вселенскую христианскую церковь?

- Нет, не угодно Богу наше разделение. Разделение - это грех. Это признается всеми. И самая последняя молитва Христа в Гефсиманском саду перед тем, как его взяли стражники, была так называемая первосвященническая молитва, когда Христос молился «Да вси едины будут». То есть Иисус Христос тоже не допускал никаких разделений. Что такое разделение, о котором мы говорим? Это не разделение в истине, это не разделение в Евангелии, это разделение в понимании приложения Евангелия к жизни человека.

- Разница в трактовках?

- Даже не в трактовках, а в отношении к духовной жизни, в понимании любви Божией к человеку, отношения человека к этой любви. Допустим, католики говорят: «Нас всех Бог любит, он нас всех искупил своей кровью, и поэтому мы должны полюбить Бога. И этого, в принципе, достаточно». Мы говорим: «Нет, этого абсолютно недостаточно! Нужно воплотить заповеди Божии в себе, нужно очень глубоко жить Евангелием, только тогда все будет хорошо». Протестанты пошли еще дальше, чем католики: они сказали, что достаточно веровать - и все! «Мы веруем во Христа, мы осуждаем безнравственную жизнь, и этого достаточно. Мы искуплены Богом, его кровью. Поэтому мы, новозаветные люди, уже свободны от греха. Мы грешим, но искупительная жертва уже принесена».

- Какова же вероятность объединения при такой разнице в подходах?

- Взгляды католической церкви на объединение гораздо проще, чем у православных. Они говорят: «Мы готовы примириться с вашим догматическим богословием, с вашими обрядами. Но вы должны признать главенство Папы. Если вы признаете доктрину, что он наместник Христа на земле, - все остальное становится просто деталями». Мы с ними ведем настоящие богословские дискуссии и по этому вопросу, и по другим. И продвигаемся очень трудно.

А с протестантами - совсем другое. Даже если какой-то отдельный протестанский богослов согласится с нами, то его согласие по большому счету ничего не значит, потому что он не может отвечать за всю церковь. Это его частное богословское мнение. Вся остальная протестантская конфессия продолжает жить так, как считает нужным. Там нет единого центра. Там не с кем договариваться и объединяться. Так что вы можете договориться с какой-то отдельной общиной, но это не означает, что все остальные это примут.

В этом вопросе я - оптимист и верю, что все в руках Божиих. Мне очень хотелось бы, чтобы христиане были едины, потому что сейчас тяжелое время, когда нужно единство и взаимопонимание, но для того, чтобы мы поняли друг друга, нам нужно возвратиться, наверное, век в IX - X и оттуда начинать все согласовывать.

«Мы не считаем Интернет злом»

- Что говорит сегодняшнее православие по поводу Интернета? Насколько всемирная компьютерная сеть является злом, а насколько - благом?

- Мы не являемся противниками Интернета, потому что это результат прогресса, определенный шаг в развитии нашей цивилизации, который предоставляет очень ценные возможности для людей - верующих в том числе. Мы можем общаться с помощью Интернета, излагать свои мнения, обучаться. Я за то, чтобы Интернет помогал образоваться человеку, помогал ему стать на ноги, ощутить его хозяином своей земли, воспитывал бы уважение к своим родителям, другие принципиальные ценности, за которые мы выступаем. Но мы отрицаем тот негатив, который часто заполняет всемирную сеть и который служит не тем вечным задачам, которые решает человечество. Человека, который пришел в этот мир, нужно воспитать, подготовить к вечности. И если Интернет предоставляет свои возможности для того, чтобы все это размывалось, то это, конечно, негатив, который осуждается православием.

Рожать или не рожать?

- Каково сегодняшнее отношение православной церкви к такой социальной проблеме, как аборты? И, с другой стороны, как православие относится к предохранению от нежелательной беременности?

- Что касается абортов, то здесь моя позиция однозначна и принципиальна: это убийство. А убийства не должно быть никакого. Хотя меня уже критиковали за мою позицию, когда я говорил, что по медицинским показаниям допустимо абортирование. К примеру, беременная женщина попала в аварию и ясно, что если не сделать абортирование, то погибнет и она, и ребенок. А если ребенок может выжить, то выбор делается в его пользу, если смерти матери не избежать.

Контрацепция православием, в принципе, не приветствуется, хотя та же римско-католическая церковь делает какие-то исключения. А в православии единственная возможная контрацепция - это использование периода, когда женщина не может забеременеть. Все остальное осуждается.

Повенчают ли второй раз?

- Это «Прямая линия»? Меня зовут Светлана. Я хотела бы задать вопрос Владыке. Предусматривает ли церковь второе венчание и как она к нему вообще относится? Можно ли венчаться повторно? Что для этого нужно?

- Вы должны хранить свои брачные узы. Потому что сказано «Муж и жена - плоть едина. Бог сочетал - человек не разлучает». Человек, разводясь и вступая во второй брак, нарушает заповедь Божью. Но церковь, исходя из позиции делать снисхождение людям, выбирает из двух зол меньшее: если так сложилось, что нет никакого взаимопонимания и есть показания к тому, чтобы развестись, - это супружеская неверность, психическое нездоровье, невозможность рожать детей, зависимость от алкоголя или наркотиков, - то церковь допускает второй брак. Есть такое специальное последование о второбрачащихся. Но венчать уже вас будут не так торжественно, как в первый раз.

- Здравствуйте, это Елена. У меня есть сын, ему 3,5 годика. Я вожу его в церковь причащать. Поскольку он маленький, то долго не может выдержать: мы причащаемся и уходим. Правильно ли мы делаем? Обязательно ли нам дожидаться выноса креста?

- Конечно, сейчас ребенок маленький, он участвует в службах неосознанно, поэтому, если он устал и капризничает, через силу держать его в церкви не надо. Но постепенно его нужно приучать к богослужению. Если приучите, то года через два он у вас будет стоять все службы.

- Можно ли фотографировать на кладбище? Не считает ли православная традиция это кощунством?

- Абсолютно не считает. Если вам нравится - фотографируйте. Это не является чем-то предосудительным или оскорблением памяти предков.

Поститься ли беременным?

- Меня зовут Анна. Я сейчас жду ребеночка и хотела бы спросить: необходимо ли беременным причащаться и исповедоваться? И нужно ли соблюдать пост?

- Вы должны в этом отношении смотреть по своему состоянию здоровья. Если вы абсолютно здоровы, пост вам не помешает, кроме добра и пользы он ничего не принесет. Но думаю, что молочную пищу и рыбу вам нужно есть и постом, воздерживаясь от мяса. Причащаться вам нужно как можно чаще в этот период, потому что ребенок уже чувствует ваше духовное настроение и благодать Святого Духа действует не только на вас, но и на него. Я бы вам советовал раз в две недели причащаться. Можно подойти к батюшке и обговорить вопрос, сколько вам соблюдать дней поста до причастия. Я бы вам порекомендовал один день, чтобы вы не ели мяса, молока и рыбы. Этого вполне достаточно. А в рождественский пост, который грядет, воздержитесь от мяса.

- Спасибо вам, Владыка!

- Храни вас Господь!