Премия Рунета-2020
Воронеж
+12°
Boom metrics
Экономика27 октября 2009 22:00

Время «кукловодов»

Сегодня коммунальная отрасль Воронежа стала настоящей «золотой жилой» для разного рода нечистоплотных дельцов, извлекающих из карманов ничего не подозревающих воронежцев миллионы рублей, считает управляющий укрупненного жилищного кооператива (УЖК) «Железнодорожный-1» Михаил Палютин. Нарушения, творящиеся в этой сфере, и стали основной темой нашей беседы

Сегодня коммунальная отрасль нашего города стала настоящей «золотой жилой» для разного рода нечистоплотных дельцов, извлекающих из карманов ничего не подозревающих воронежцев миллионы рублей, считает управляющий укрупненного жилищного кооператива (УЖК) «Железнодорожный-1» Михаил ПАЛЮТИН. Нарушения, творящиеся в этой сфере, и стали основной темой нашей беседы.

Власть знает. И молчит

- Михаил Иванович, вы уже много лет проработали в сфере городского ЖКХ, управляя несколькими кооперативными домами. В чем, на ваш взгляд, состоят основные проблемы воронежской «коммуналки»?

- Недавно наш губернатор Алексей Гордеев, говоря о коррупционерах, правильно сказал: от политических карликов надо избавляться. Я считаю, что в системе воронежского ЖКХ таких персонажей слишком много. Я их называю «кукловодами»: у них огромные возможности, которые позволяют им, ничего не делая, иметь большие деньги. Занимая должности генеральных директоров тех или иных коммунальных структур, они тем не менее умудряются всегда оставаться в тени. Простой пример: собственники жилья уже давно могут в любой момент выбрать себе способ управления своим домом. И никто не имеет права их удерживать, противодействовать им. А что происходит на практике? Некоторые управляющие компании, один раз взяв себе дома, попросту не отпускают их, если те хотят сменить свою УК. Я думаю, в департаменте ЖКХ об этом отлично знают, но ничего не предпринимают, потому что сами являются людьми назначаемыми. Там только происходит смена начальников: то одного уволят, другого поставят, то наоборот. Но, как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Как быть с двойными платежками?

- Или вот ситуация: жильцы нашего кооператива регулярно получают две квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Некоторые, опасаясь неприятностей, платят по двум платежкам сразу. Это безобразие: у нас заключены договоры с обслуживающими нас поставщиками, но выходит, что деньги за услуги собирают совсем другие люди.

- А почему так происходит? Кто выпускает эти квитанции?

- Расчеты нам производит ООО «МИВЦ», вторая же квитанция приходит от МУП «МИВЦ». Последняя организация продолжает слать нам свои квитанции, хотя договор с нами она в одностороннем порядке расторгла - у нас есть документ об этом. То есть через МУП «МИВЦ» наши платежи идти не должны. Но при этом они утверждают, что договор не расторгнут. Мы два раза писали предупреждения: не высылайте нам свои квитанции, потому что мы производим расчеты через ООО «МИВЦ».

- МУП «МИВЦ» - более опытная организация на рынке ЖКХ, она существует дольше, у нее более совершенная материальная база. Тем не менее вы выбрали ООО «МИВЦ»...

- Да, я согласен, что МУП «МИВЦ» - более совершенное предприятие, потому что все-таки этот МИВЦ отработал много лет, здесь все нюансы работы учтены. Но нам нравится, как второй МИВЦ работает. Он работает правильно! Потому что денежные средства он направляет сразу на расчетный счет УЖК, а мы потом с поставщиками рассчитываемся. Он их не аккумулирует, как МУП «МИВЦ». Он просто считает цифры - кто оплатил, кто не оплатил, у кого какая задолженность, - рассылает квитанции и ведет учет. Деньги идут централизованно, но к нему на счет они не попадают. Нормальная, на мой взгляд, система. А с поставщиками, повторюсь, мы расплачиваемся уже сами. Нам так лучше: если, допустим, у нас лифт не работает два дня, мы им уже платить не будем. Воды не было - тоже не платим. А в случае с МУП «МИВЦ» все совсем не так: потребляешь ты или не потребляешь услуги - плати! Я думаю, что это не очень правильная позиция. Хотелось бы, чтобы с этой ситуацией разобрались областные власти, поскольку городские почему-то не придают значения этому непорядку в сфере ЖКХ.

Почему для УК никто не УКаз?

- Михаил Иванович, вы упомянули о том, что некоторые управляющие компании не отпускают от себя те или иные дома. В чем смысл подобных действий?

- Смысл простой - деньги. К тому же их форма управления позволяет им не отчитываться ни по финансам, ни за свою деятельность. У этих компаний, как правило, нет ни сантехников, ни дворников, ни уборщиц. Они, соответственно, не занимаются текущим содержанием жилья. А жильцы им за это исправно платят.

- То есть выходит, что деньги на это по документам расходуются, а на самом деле никакой работы не ведется?

- Вы будете удивлены, но деньги на это даже и по документам не расходуются, а просто списываются.

- А почему же жильцы этих домов не возмущаются, что они исправно платят, а услуги за свои деньги не получают?

- А привыкли просто. Им покрасят лестничную клетку - они и рады до безумия. А куда на самом деле идут их деньги - для них тайна. Поди спроси, на что руководство УК деньги тратит, - услышишь в ответ: «А кто ты такой?» Это никем не управляемая организация.

Структура, идеальная для воровства

- И никакие контролирующие органы не могут потребовать с УК отчета?

- Нет, не могут. Потому что сами учредительные документы управляющих компаний не предполагают над ними никаких контролирующих органов.

- А сами жильцы имеют право потребовать отчеты?

- Если только правильно оформят его юридически: жильцы дома должны организовать собрание, выбрать ревизионную комиссию своего дома. Тогда, имея на руках ревизионный протокол, они получат право потребовать документы. А поодиночке ничего не получится: каждый отдельный жилец может только не платить по первой строке своей квитанции и судиться с УК. Но дом-то в целом платит! Одним словом, та структура работы УК, которая есть сегодня, просто идеальна для воровства денег.

- О каких суммах может идти речь в подобных случаях?

- Это колоссальные средства. Возьмем, к примеру, одну из УК, работающую по соседству с нами. У них 1 миллион 200 тысяч квадратных метров жилья, которое они обслуживают. Это, грубо говоря, 7 миллионов рублей в месяц наличными на зарплату дворникам и прочее. Но на зарплату эти деньги не уходят, потому что просто некому платить. Согласитесь, с такими громадными средствами можно почувствовать свою власть. Вот они и посмеиваются над жильцами и не отпускают дома. Бабушки против них ничего не могут сделать. Администрация города должна, по идее, за этим следить.

- Почему же этого не происходит, как вы думаете?

- Я думаю, потому что некоторые работники администрации сами являются учредителями в этих управляющих компаниях.

- А разве муниципальные работники имеют право работать в коммерческих структурах?

- О чем вы говорите! Скажем, есть у нас такая муниципальная производственная база ЖКХ. Она является учредителем в управляющих компаниях. По идее, она должна непосредственно работать на муниципальных заказах, но она работает в коммерции. Так что здесь мы имеем дело с системой! А если кто против этой системы голос поднимает - подключают прокуратуру, милицию, организуют «инициативные группы», которые, вместо того чтобы заняться наведением порядка во дворах, что было бы лучше, затевают скандалы, судебные тяжбы. На меня лично возбуждали уголовные дела. Вменяют разные злодеяния. Но совершенно на пустом месте. Эти дела закрываются одно за другим за отсутствием состава преступления.

Пора остановить беспредел!

- Раз уж вы заговорили о распределении собранных с жильцов денег, расскажите, как организовано это дело у вас.

- У нас это происходит совсем по-другому: собирается правление и решает - вот этот дворник будет получать столько-то, а тот столько-то и не более. И я считаю, что это правильно: оклады работников управляющей компании должны обсуждаться. Не должно быть такого, чтобы сантехник получал 5 тысяч рублей, а руководитель 50.

В учредительных документах у нас предусмотрена работа правления и ревизионной комиссии, которые имеют полномочия утверждать штат и заработную плату работников кооператива, которые обслуживают дома. Ведется учет того, какие денежные средства должны выделяться на текущий ремонт. Поэтому жильцы у нас сами решают, сколько они будут платить за обслуживание квадратного метра жилья, в полном соответствии с Жилищным кодексом. Поэтому фантастики в наших заработных платах не бывает.Кстати, я уверен, что если в ЖКХ навести порядок, сделать воровство невозможным, мало кто захочет здесь работать. Недобросовестные компании точно исчезнут.

- А как определить, добросовестно работает компания или нет, если у них все так засекречено и никакого контроля за их деятельностью не ведется?

- О, проверить работу УК очень просто: заходите в любой дом и спрашиваете у жильцов: «Кто у вас дворник?» В ТСЖ или нормально работающей УК вам скажут: «На нашем доме Иванова». Потому что на каждом доме должен быть отдельный дворник. И убираться он должен каждый день. А в недобросовестных компаниях скажут: «Не знаю» или «Да у нас его и нет». Потому что там работает один дворник на пять домов, да и тот приходит раз в неделю на пару часов.

- В самом начале нашей беседы вы упомянули губернатора Воронежской области Алексея Гордеева. Как вы считаете, приход нового главы областного правительства как-то повлияет на ситуацию в воронежской «коммуналке» в лучшую сторону?

- Я очень на это надеюсь. Я давно работаю в ЖКХ, знаю все механизмы работы этой сферы, как они формируются и так далее. Причем я готов заниматься этим и на общественных началах. Потому что терпеть творящийся сегодня в сфере ЖКХ беспредел и стоять в стороне больше невозможно!

Знай!

Телефоны УЖК «Железнодорожный-1»: (4732) 23-49-41, 23-49-00.

Реклама.