Премия Рунета-2020
Воронеж
+12°
Boom metrics
Пресс-центр "КП"22 октября 2009 22:00

Чем живет воронежская «коммуналка»?

14 октября состоялся «круглый стол» ЖКХ: вопросы и перспективы развития»

Представители власти, руководители управляющих компаний (УК) и специалисты предприятий и организаций - поставщиков жилищно-коммунальных услуг обсудили сегодняшнюю ситуацию, сложившуюся в коммунальной отрасли нашего города, и наметили пути ее развития путем тесного сотрудничества и взаимодействия друг с другом.

Народ желает знать...

В работе «круглого стола», прошедшего в Областном доме журналистов, приняли участие заместитель руководителя управления ЖКХ и энергетики Воронежской области Марина ПЕРЦЕВА, начальник управления по реализации МУП «Воронежская горэлектросеть» Дмитрий КЛИМЕНКОВ, заместитель директора по техническим вопросам филиала ОАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» Александр МАРЧЕНКО, управляющий партнер Группы компаний «Основа» Александр КАЛТЫКОВ, директор филиала ОАО «ТГК-4» - «Воронежская региональная генерация» Николай НАЗАРОВ, директор по производству МУП «Водоканал Воронежа» Николай Иванович МОЖАРОВ, коммерческий директор МУП «Водоканал Воронежа» Галина Леонидовна ВОРОБЬЕВА, управляющий Воронежской ассоциации товариществ домовладельцев (ВАТД) «Домостроитель» Нина СВЕТЛИЧНАЯ, исполнительный директор ООО УК «Городок» Майя КОЛЕСНИКОВА.Столь представительный состав участников мероприятия стал основой для глубокого, всестороннего обсуждения того положения, которое сложилось в последнее время в коммунальной отрасли нашего города. В ходе живого, заинтересованного диалога представители самых разных структур, работающих в воронежском ЖКХ, смогли обменяться мнениями, задать давние, наболевшие вопросы своим контрагентам, уточнить какие-то нюансы работы своих партнеров, выяснить точку зрения властей на затрагиваемые проблемы.

Сесть за стол переговоров

В беседе представителей УК с поставщиками услуг ЖКХ выяснилось, что управляющие компании сумели выстроить грамотные партнерские отношения с теплоснабжающими организациями ( в частности с «ТГК-4») , а вот к «Водоканалу Воронежа» у них накопилось немало вопросов. В первую очередь, в центре обсуждения оказалось пресловутое 307-е постановление, согласно которому, напомним, разница между объемами коммунальной услуги, полученной согласно показаниям индивидуальных приборов учета, и между объемами, зафиксированными общедомовыми приборами учета, равномерно распределяется между собственниками жилья. Руководители УК обратили внимание специалистов водоканала, что готовы не предъявлять претензий, связанных с графиком подачи воды или давлением в водопроводе, но оплачивать услуги этой организации они намерены только по факту - за ту воду, которую жильцы получают реально. Тем более что в некоторых случаях жильцы явно переплачивают за услуги водоснабжения. При этом управляющие организации подчеркнули, что они всегда открыты для диалога и готовы обсудить за столом переговоров все имеющиеся разногласия.

Представители водоснабжающей организации-монополиста, в свою очередь, выступили с встречным предложением свернуть обращенные к ним судебные иски, требующие строгого соблюдения договоренностей о том, что давление воды в водопроводе должно быть не менее шести атмосфер:

- Если насос физически дает пять атмосфер, никакими разбирательствами этого не исправить!

Счетчики должны быть!

Также работники водоканала вновь обратили внимание всех присутствующих на необходимость установки приборов учета, прежде всего - общедомовых, что позволяет в подавляющем большинстве ситуаций снять все разногласия. Тем более что начиная с января 2010 года, во внимание перестанут приниматься показания индивидуальных счетчиков в тех домах, где нет общедомовых приборов учета.

При этом поставщики услуг призвали работников управляющих компаний активнее вести работу по контролю и проверке состояния общедомовых водопроводных сетей и индивидуальных сантехнических приборов: не секрет, что порой из неисправного унитаза тоненькой струйкой в канализацию убегают кубометры питьевой воды. Обслуживающие организации подтвердили, что уделяют этой работе особое внимание: проверяют исправность сантехники, а также наличие пломб на счетчиках, отсутствие шлангов, идущих в обход приборов учета, и прочее.

В ответ на это работники «Водоканала Воронежа» предложили управляющим компаниям свои услуги по консультированию относительно качества и долговечности тех или иных марок приборов учета. Сотрудники УК пошли дальше и предложили водоканалу взаимовыгодную работу в рамках договоров на техобслуживание этих самых счетчиков. В завершение беседы все ее участники подтвердили свою крайнюю заинтересованность в дальнейшем продолжении деловых контактов, особенно в свете открывающихся перспектив плодотворного сотрудничества.

С отопительным сезоном проблем не предвидится

Заместитель руководителя управления ЖКХ и энергетики Воронежской области Марина Перцева:

- Хотелось бы отметить, что правительство Воронежской области стремится осуществлять максимально конструктивное взаимодействие со всеми участниками воронежского рынка жилищно-коммунальных услуг, тесно сотрудничать со всеми организациями и учреждениями, обслуживающими население, и выполнять те задачи, которые стоят перед региональной властью в этой сфере, реализуя все плановые, программные мероприятия, которые приняты как на областном, так и на федеральном уровне. В частности, мы ведем работу по осуществлению контроля за реализацией 185-го закона, регламентирующего меры содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В этой части делается очень многое, мы стараемся помогать, направлять в нужное русло и предприятия жилищно-коммунального хозяйства, и органы, которые осуществляют управление ЖКХ, управление жилыми домами. На региональном уровне выпускаются нормативные акты, постановления, которые способствуют выполнению тех или иных задач в этой области. Этим занимается непосредственно правительство Воронежской области и наше управление в частности.Если говорить о механизмах управления, то значительную роль в этой сфере играет постоянное отслеживание ситуации, реагирование на ее изменения. К примеру, по вопросу подготовки жилищно-коммунального хозяйства области к зиме у нас уже с мая еженедельно проводились селекторные совещания, где мы старались непосредственно работать в этом направлении - не в авральном режиме, а планово, поэтапно. И заниматься не урегулированием проблем в виде нежелательных для нас результатов, а упреждать эти проблемы, решать вопросы своевременно на том уровне, на котором они должны решаться.

Могу сказать, что сегодня подготовка к зимнему периоду идет в плановом режиме. Согласно той информации, которую мы имеем, все объекты жилищно-коммунального комплекса и жилые дома в этом году подготовлены практически на 100 процентов. Есть небольшое отставание в подключении отопления в некоторых домах в связи с происходящими там ремонтными работами, которые осуществляются в полном соответствии с 185-м федеральным законом, но они не должны каким-либо отрицательным образом отразиться на пуске тепла и проведении отопительного сезона в целом. Социальные объекты подготовлены, соответственно, на 100 процентов - и котельные, и ЦТП. Все постарались подойти к отопительному сезону в нормальном режиме. Если сегодня в каких-то домах батареи еще не теплые, это не значит, что эти дома обойдены вниманием и до них никому нет никакого дела или что они не готовы к зиме. Это, скорее всего, значит, что некоторые ТСЖ и управляющие компании посчитали, что еще тепло на улице и нет смысла сегодня жечь газ и отапливать жилье, когда в нем и так не холодно. То есть те квартиры, в которых сегодня пока не затопили - это, повторюсь, не аварийная ситуация.

Рынок ЖКХ должен быть прозрачным!

Управляющий партнер Группы компаний «Основа» Александр Калтыков:

- Группа компаний «Основа» является членом Российской ассоциации управляющих компаний, занимается профессиональным управлением проектами, и наши интересы распространяются на многие сферы деятельности. В основном это строительство коммерческой недвижимости, девелопмент, причем не только в Воронеже.

По заданию одного из наших финансовых партнеров в мае этого года мы запустили один из наших пилотных проектов - приняли финансовое участие в деятельности существующей управляющей компании, чтобы на практике посмотреть, как развивается этот рынок и каким образом, имея возможность осуществлять определенные финансовые вложения, можно в этот рынок войти.

Сразу хочу сказать, что работа в этом секторе вызвала у нас множество вопросов. Прежде всего бросилось в глаза то, что у многих воронежских управляющих компаний не имеется никаких реальных серьезных активов. Эти компании имеют, как правило, минимальный набор оборудования, а для работы в основном приглашают людей со стороны. Неоднозначную реакцию вызывают и методы работы УК. Из своего личного опыта, относящегося к далекой юности, мы знаем о том, что в коммунальной отрасли существуют планово-предупредительные работы, по крайней мере они существовали в советские времена. Сегодня же все делается по принципу латания дыр: где-то что-то прорвалось, жалоба от жильцов поступила - ну, ладно, пойдем посмотрим, что-то сделаем.

Все увиденное нас не слишком обрадовало. Рынок жилищно-коммунальных услуг имеет ярко выраженный социальный характер: если люди в этой сфере будут чем-то недовольны и выйдут на улицы, то, очевидно, городским властям придется бросить все силы на то, чтобы этот социальный пожар потушить.

Один из выводов заключается в том, что воронежский рынок жилищно-коммунальных услуг не так прозрачен, как этого хотелось бы, несмотря на все усилия, предпринимаемые в этом направлении городской администрацией. Не ясна ситуация с формированием тарифов - по крайней мере на содержание жилищного фонда: где-то - это 6 рублей 50 копеек за квадратный метр, а где-то - 12 рублей. Разрыв, как вы сами видите, огромный, и его надо как-то устранять. Каких-то логических обоснований, почему в одном доме такая сумма, а в другом - другая, никто привести не может. Здесь уже прозвучала мысль о том, что наши люди - сознательные и законопослушные, поэтому платят начисляемые им суммы, но, полагаю, что все-таки этот «дикий» рынок мало кого устраивает. Ситуацию с тарифами во многих аспектах можно исправить путем установки приборов учета.

Организуя работу нашей управляющей компании, мы постарались сразу работать цивилизованно. С чего мы начали? С того, что составили для каждого жилого строения так называемый паспорт дома. Выслушали проблемы, которые нам озвучили не только старшие по дому, но и все остальные жильцы. На основании этого составили определенный план работы управляющей компании на ближайшие три года. Подобного рода вещи, как мне кажется, должны наличествовать у любой УК и находиться под контролем городских властей - тогда, возможно, порядка стало бы больше. Очевидно, что путь в этой сфере нам предстоит большой. Но большой путь, как сказал древний философ, делается маленькими шагами.

Проблемы ЖКХ решат новые законы

Воронежская Ассоциация товариществ домовладельцев «Домостроитель» зарегистрирована в 1999 году как некоммерческое объединение юридических лиц «ТСЖ»

Комплексная форма организации работы позволяет нам успешно действовать на рынке обслуживания жилых домов уже 10 лет. Но на этом пути до сих пор существует много препятствий и сложностей.

Энергоснабжающие организации строят свои отношения с ТСЖ как с коммерческими организациями, приобретающими коммунальные услуги для своих потребностей и достижения цели получения прибыли. В этом направлении необходимо законодательно принять порядок заключения договоров на тепло-, электро-, водоснабжение; расписать ответственность, обязанность и права энергоснабжающих организаций и граждан; порядок сбора платежей, оплату за услуги и расходы за сбор платежей.

Много недовольства у членов ТСЖ вызывает метод распределения холодной и горячей воды по квартирным счетчикам, установленный Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 2006 № 307 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам». Мы применяли эти Правила в нашей работе и поняли, что жильцы должны сами решить, как им удобно распределять коммунальные услуги: оплачивать через индивидуальные или общие счетчики. Необходимо принять эти условия законодательно.

Немного коснемся Постановления правительства РФ от 13.08.06 № 491, утверждающего «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме». Согласно п.2 ст.1 этих Правил в состав общего имущества входят «иные объекты» - трансформаторные станции, элементы наружного освещения, дворовые инженерные сети и т.д. Однако в п.8 ст.1 тех же Правил четко оговорена граница эксплуатационной ответственности - ею является внешняя граница стены многоквартирного дома. Данное противоречие вводит в заблуждение и собственника и ТСЖ. Кто же должен нести расходы за содержание «иных объектов»? Как ресурсоснабжающие организации заключают договора на услугу, проходящую где-то в границах своей балансовой принадлежности, при этом не гарантируют количество и качество услуги, поступающей к потребителю?Законодательная и исполнительная власть должны нас услышать, понять и вмешаться в сложившуюся ситуацию, определить общие интересы. Главное, не забывать, что за всеми нашими поступками и решениями стоит человек.

Платить за потребленный ресурс

Наша управляющая компания ведет работу с поставщиками коммунальных услуг с 2007 года. От взаимодействия между нами зависит качество и количество подаваемых услуг, а соответственно и оплата за потребленный ресурс. Но далеко не всегда удается сразу найти общий язык с поставщиком. С 2005-го вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации. Правительством РФ выпущен ряд постановлений, разъясняющих порядок действий в соответствии с ЖК. Однако переходить на новые рельсы практически никто из поставщиков в 2007-м не захотел. И начались наши хождения по мукам. С одной стороны, житель, который абсолютно справедливо хочет иметь качественную услугу, с другой - поставщик со своими проблемами.

Отопление и горячее водоснабжение

Данная услуга до 2009 года оплачивалась горожанами по тарифу для населения, а разницу между тарифом для населения и тарифом поставщика оплачивал городской бюджет. Однако мы понимали, что переход на 100% оплату ляжет тяжким бременем на плечи горожан. Наша задача на тот период была как можно больше сделать для смягчения этого удара. В течение 2007-2008 годов мы постарались добиться установки приборов учета по городской программе энергосбережения в 34 жилых домах (всего в управлении 37). Было нелегко, зимой сливали воду из системы, снова производили пуск. Жителям объясняли, что с 1 января 2009 года город переходит на 100% оплату и тарифы на теплоноситель будут разные в зависимости от теплоисточника. Необходимо привести в порядок регистрацию проживающих в квартире и при необходимости оформить субсидию. Наших разъяснений было явно недостаточно, а средства массовой информации молчали. И вот наступил 2009-й. Два месяца работы по приборам учета показали, что часть из них надо перенастраивать, а часть и вовсе вышла из строя. Снова перешли на норматив и занялись приборами учета. Пригласили специалистов и в июле снова перешли на приборы учета. Сейчас проводим анализ количества и качества ресурса по данным приборов учета. Следующим этапом мы ставим себе задачу установить прибор, автоматически регулирующий подачу тепла по температуре наружного воздуха. Это позволит взять столько тепла, сколько нужно дому.

Водоснабжение

С МУП «Водоканал-Воронеж» у нас отношения как-то сразу не заладились. Граница ответственности, давление, график подачи - вот только некоторые проблемы, которые должны, по нашему мнению, отразиться в договоре поставки воды. Не договорившись, мы вынуждены были обратиться в Арбитражный суд с иском о принуждении заключить договор в нашей редакции. Два года длились разбирательства (мы дошли до ФАС Центрального округа), и наконец решение было принято в нашу пользу. Впереди у нас заключение договора, который содержит все современные нормы, а также предусматривает снижение оплаты за некачественно поданную услугу. Остается нерешенным вопрос - сколько должен платить житель за холодную и горячую воду, если получает он ее 12 часов, а платит так же, как и соседний дом за 24-часовую подачу. Судя по всему, наша дорога снова лежит в Арбитражный суд. Мы понимаем все трудности поставщиков, но ведь нас выбрали жители для защиты своих интересов, а не интересов поставщиков.

Пока мы пытаемся эти интересы защищать, поставщики подают в суд и нам присуждают долги неплательщиков, недополученные, а соответственно не принятые нами объемы, неподъемные проценты за механизированный учет и комиссионный сбор, бремя оплаты которых ложится на статью «содержание и ремонт жилья».

Но мы стараемся не отчаиваться и постараемся довести все начатое до конца. Подготовили дома к новому отопительному сезону (промыли, опрессовали, отремонтировали запорную арматуру). Ремонтируем текущие швы, кровли, совместно с жителями ведем ремонт подъездов. Активно участвуем в проведении капитального ремонта по ФЗ-185. За два года отремонтировано 10 домов, и уже готовятся документы на следующий год. Проведены осенние осмотры жилых домов, и теперь совместно со старшими по дому необходимо составить план работ на 2010 год.

Разные тарифы у разных поставщиков - это нормально!

О том, какая ситуация сложилась сегодня в воронежском ЖКХ, мы побеседовали с генеральным директором МУП «Муниципальный информационно-вычислительный центр» Александром СЫСОЕВЫМ

«Работаем со всеми поставщиками»

- Александр Владимирович, насколько конструктивно происходит работа между МИВЦ и поставщиками коммунальных услуг?

- Сегодня все поставщики, которые есть в нашем городе, имеют договоры с МИВЦ. Причем заключение подобного договора не является нашей прямой задачей. Мы должны взаимодействовать не с поставщиками услуг, а с управляющими компаниями, которые, в свою очередь, взаимодействуют с поставщиками тепла и других жилищно-коммунальных услуг жителям. Но тем не менее в силу сложившихся традиций у нас всегда были взаимоотношения с поставщиками. Прошедшим летом мы их проработали еще раз: уточнили всю необходимую информацию по поставщикам, параметры их работы. Это большая, непростая работа, которую мы делаем уже, на мой взгляд, на новых рельсах.

- А как складываются ваши взаимоотношения с управляющими компаниями?

- По разному. Прежде всего хочу отметить, что практически с 95 процентами УК или ТСЖ у нас есть договоры. Исполняются они в значительной степени добросовестно, так что серьезных нареканий с нашей стороны здесь нет.

Тарифы будут разными

- Как бы вы как специалист охарактеризовали те процессы, которые происходят сегодня в тарифной сфере? Почему тарифы на одни и те же услуги ЖКХ столь разнятся у различных поставщиков?

- Это связано со, скажем так, неоднородностью самих поставщиков. Если, к примеру, «Водоканал Воронежа» является монополистом в поставке воды, то он и обеспечивает единый по всему городу тариф. Частные же котельные - совсем другое дело. Разница в их тарифах формируется за счет количества издержек, которые формируются на том или ином предприятии, что во многом зависит от возраста их оборудования. Те, кто долго не вкладывал средства в его обновление, имеют старые котлы с незначительным КПД - у них, естественно, тариф больше. Но так как для своего маленького участка - а это порой может быть буквально один-два дома - они являются монополистами, тарифная служба обсчитывает их тариф, исходя из их заявок, характеристик их котла и так далее.

Поэтому тарифы неизбежно должны быть разными. Вопрос: настолько ли, как сейчас? Ответ: конечно же, нет! И сегодня мы видим ряд новых компаний, которые начинают активно осваивать этот рынок: отрезают удаленные от теплосетей части, ставят новые котельные взамен неэффективных теплостанций - на один дом, на небольшой микрорайон. Соответственно, тариф там уменьшается.

Перерасчетов не избежать!

- Не так давно весь Воронеж всколыхнула история с завышенными суммами оплаты за отопление. Как, на ваш взгляд, будет складываться ситуация в этой сфере в дальнейшем? К чему нам всем нужно быть готовыми?

- К самому худшему. Перерасчеты будут происходить и в дальнейшем - это стопроцентно! Потому что до недавнего времени расчет нормативов был популистским, он не отражает сегодняшних экономических реалий. И по факту прошедших 9 - 11 месяцев этого года можно с уверенностью сказать, что перерасчет будет. Будет ли он в таких же масштабах, как это уже было? Нет, его масштабы - в плане количества перерасчетов - будут в десятки раз больше: пока что мы столкнулись с перерасчетом у организации, занимающей 5 - 7 процентов рынка. А всем остальным эти перерасчеты еще только предстоят!

Замечу, что перерасчеты могут быть как в в сторону увеличения платы, так и в сторону ее уменьшения. Где-то процентов 7 рынка будет в сторону уменьшения. Остальное - в сторону повышения. Насколько - это вопрос к каждой конкретной компании.

Населению будет удобнее

- Александр Владимирович, вы упомянули о том, что сегодня МИВЦ переходит на «новые рельсы» работы. В чем же состоят эти новшества?

- Прежде всего все нововведения направлены на улучшение обслуживания населения. Мы сейчас готовимся к вводу новых сервисов. В частности, мы открываем пункты приема населения, где можно получить услугу по выписке-прописке, получить выписки со своих счетов, урегулировать вопрос задолженностей. Эти пункты будут оснащены самым современным оборудованием, мы будем применять в нашей работе стандарты, которые на федеральном уровне применяет паспортно-визовая служба: у нас будет внедрена «электронная очередь», операционные залы будут построены таким образом, что посетители смогут, ожидая своей очереди, комфортно расположиться на диванчиках. Количество специалистов, работающих в этих пунктах, будет рассчитано таким образом, чтобы оптимально обслуживать население. Появится и масса других сопутствующих услуг - я просто не хотел бы раньше времени раскрывать все подробности.

Новые офисы у нас будут открыты в разных районах города - по тем же адресам, что и ранее, но в совершенно ином обличье. Думаю, что воронежцы по достоинству оценят это нововведение.

Город будет с теплом!

Директор филиала ОАО «ТГК-4» - «Воронежская региональная генерация» Николай НАЗАРОВ:

- Основными точками отсчета в нашей работе являются, как можно догадаться, начало отопительного сезона и его окончание. Сейчас отопительный сезон в городе уже стартовал, первоочередные объекты запущены с 8 октября. В целом включение отопления идет в штатном режиме. По жилым домам за первый день более 20 процентов домов получили тепло. По графику, который согласован с жилищными организациями, процесс пуска отопительного сезона рассчитан на неделю: за это время мы должны полностью включить все отопление в городе.

Сразу хочу сказать, что принципиальных вопросов, которые отрицательно влияли бы на подачу тепла нашей компанией жилому фонду, сегодня нет. Ограничения не введены практически ни одной жилищной организации. Есть некоторые вопросы по управляющим компаниям, обслуживающим новые дома: в них тепло подается при наличии акта, который выписывает Ростехнадзор. Таким образом, тепло в эти дома подается по факту получения этого документа.

Также есть вопросы к некоторым УК, которые обслуживают новые дома, где продана лишь часть квартир. Порой возникает такая ситуация: застройщик отдает управляющей компании жилой дом, в котором продано лишь от 20 до 50 процентов квартир, а остальные квартиры находятся в собственности застройщика. Возникает казус: жильцы платят только за те квартиры, которые де-факто занимают, а за квартиры, находящиеся в собственности застройщика, должен платить, по идее, застройщик. Но эти моменты должны быть решены между самой компанией и застройщиком. Но, замечу, такие вопросы достаточно единичны и в процессе начала отопительного сезона они, я уверен, будут решены.

Есть в этом году и новшества: включение отопления теперь проводится по заявочному принципу со стороны управляющих компаний. К примеру, ТСЖ «Сосна» попросило включить их дома с 8 октября - их включили с этой даты. Есть заявки, согласно которым жилищные организации просят включить тепло 15, 16 октября. Техническая готовность нашей компании к отопительному сезону такова, что включение отопления для нас не является сложным моментом по срокам, потому что теплоисточники и теплосеть находятся у нас в работе, и только факт готовности жилого дома по техническому состоянию может стать сдерживающим фактором в этом вопросе.

Должен отметить, что в этом году достаточно серьезно изменились отношения между разными сторонами в организации всей системы теплоснабжения. Если в предыдущие годы бюджет города брал на себя обязательства доплаты определенной доли платежей - так называемой межтарифной разницы, то в текущем году этого уже нет. И в связи с вводом 100-процентной оплаты жилищно-коммунальных услуг очень резко изменился сам менталитет наших граждан. Когда люди платили лишь четко обозначенную часть, а кто-то там за них доплачивал, отношение к коммунальным услугам было одно. Когда же они стали полностью все оплачивать сами, отношение стало другим. Это касается и требований к качеству услуги, и требований относительно подтверждения самого факта потребления.

По моим наблюдениям, в народе укоренилось глубокое предубеждение против существующей системы нормативов, которая сегодня действует в нашем городе. Не потому, что нормативы не имеют права на жизнь, а потому что они по своей сути не могут быть объективными и поэтому кому-то нравятся, а кому-то нет. Эта система усугубляется тем, что в городе приняты дифференцированные нормативы по группам домов: для одноэтажных - один норматив, для двухэтажных - другой и так далее. Всего выделено 19 групп домов и столько же нормативов. И получается, что этими нормативами жителей домов также поделили на группы: если ты живешь в пятиэтажном доме, то ты платишь за тепло не так, как житель девятиэтажки.

Первопричина ситуации, которая сложилась в августе с «АВА-Кровом», также была связана с нормативами. Управляющая компания заявила корректировку, но неправильно - и по сути неправильно, и по величине. При этом, заметьте, по содержанию корректировка была проведена на 110 домов в минус, то есть в этих домах платежи населению уменьшили. Жители это нормально восприняли: снизили - и хорошо. А вот 70 домам корректировка пошла в плюс. В том числе 35 домов оказались в плюсе по более или менее понятным причинам, а еще 35 - по непонятным. Так вот жители этих 35 домов и возмутились.

В этом вопросе позиция нашей компании и персонально моя такова: разрешить ситуацию можно только путем установки приборов учета. Там, где есть приборы учета, разногласий у поставщика тепла и населения практически нет. Отмечу, что более чем в 500 домах, обслуживаемых нашей компанией, приборы учета стоят. И в этих домах нет никакого повода для недовольства. В текущем году мы оснастим разными видами приборов учета воды и тепла еще более 400 домов. Наша компания поставила своей целью в течение 2010 года закрыть счетчиками значительную часть проблемных домов и снять в принципе все связанные с этим вопросы.

Сегодня «Водоканал Воронежа» работает стабильно!

Директор по производству МУП «Водоканал Воронежа» Николай Иванович МОЖАРОВ:

- Как известно, «Водоканал Воронежа» - это организация, которая снабжает водой весь наш город. Хотелось бы отметить, что к моменту прихода к управлению нашим предприятием антикризисного управляющего Алексея Федоровича Карякина «Водоканал Воронежа» находился в тяжелом положении — и финансовом и техническом. И было необходимо приложить немало усилий для того, чтобы удержать это предприятие в стабильном режиме работы. Для этого, помимо специалистов высокой квалификации, требовался и новый взгляд на управление предприятием, и, конечно же, нацеленность на финансовое оздоровление. Эта задача на сегодняшний день, на мой взгляд, выполняется успешно во всех аспектах. Об этом говорит хотя бы тот факт, что при длительном отсутствии финансирования из бюджетов разных уровней на реконструкцию и модернизацию такого крупного городского предприятия оно все-таки работало стабильно и выполняло свою производственную программу.

Достигается это за счет многих вещей. Сегодня у нас большое внимание уделяется энергосберегающим технологиям. Кроме того, мы активно привлекаем специалистов различных институтов для оценки качества, количества и возможности использования подземных источников питьевой воды, так как Воронеж, напомню, является одним из немногих городов России, который 100-процентно обеспечивается водой из подземных источников. Кстати, это производство, как вы сами понимаете, достаточно энергозатратно.

Серьезной проблемой для нашего предприятия сегодня является износ водопроводных сетей и оборудования по добыче воды на водоподъемных станциях. Все это необходимо вовремя ремонтировать: проводить профилактические работы, капитальный ремонт, чтобы не допустить нежелательных сбоев, которые могут повлиять на качество и количество подаваемой воды. Благодаря своевременной замене оборудования, модернизации производства нам удается удерживать на одном уровне объемы добываемой воды. Это достаточно серьезный показатель стабильной работы предприятия, с учетом того, что каждая скважина со временем выходит из строя, начинает давать минимум из того, что можно из нее извлечь. И, к сожалению, без замены оборудования, без крупной модернизации сложно добиться того, чтобы объем добываемой воды с течением времени остался тем же самым.

Подобная техническая работа на «Водоканале Воронежа» происходит постоянно: перекладывается большое количество сетей канализации и водопровода. Только на то, чтобы отремонтировать наше оборудование и сети, мы ежегодно тратим порядка 400 миллионов рублей.

Большое внимание уделяем моделированию системы гидравлики, рассматриваем вопросы привлечения финансов для увеличения мощности нашего предприятия. И хотя возникают трудности, но эта проблема все-таки решается. Сдвинулась с мертвой точки такая проблема, как строительство ВПС-4, что позволит нам обеспечить водой в круглосуточном режиме центральную часть города, а также Коминтерновский, Советский и частично Ленинский районы. Отрадно, что сегодня сложились благоприятные условия для решения проблемы строительства ВПС-4, что позволяет с оптимизмом смотреть в наше будущее.

Коммерческий директор МУП «Водоканал Воронежа» Галина Леонидовна ВОРОБЬЕВА:

- Сегодня активными темпами идет финансовое оздоровление нашего предприятия. Параллельно с этим повышается и сознательность наших жителей. Как бы ни парадоксально это звучало, этому способствовала достаточно серьезная работа, которая была проведена нами по утверждению нормативов потребления воды. В процессе этой работы мы ощущали серьезные трудности. Но сегодня я могу с уверенностью сказать: все наши усилия оказались оправданными. Важным итогом нашей работы стал тот факт, что население стало рационально использовать воду. Об этом говорит хотя бы тот факт, что при тех же объемах подачи воды уровень ее потребления населением снижается. Люди ставят приборы учета воды. Это дает значительный эффект, поскольку нерациональное потребление воды, по простому говоря, бьет по карману потребителей. Таким образом, комплекс наших технических мероприятий, направленных на увеличение подачи воды, дополняются появлением внутренних резервов, которые в целом также положительно сказываются на показателях деятельности предприятия.

Сегодня достаточно остро стоит проблема установки общедомовых приборов учета воды в многоквартирных домах. Из 5030 жилых домов в городе 939 оборудовано общедомовыми приборами учета. Из 939 счетчиков 543 установлено за счет средств нашего предприятия. Управляющие жилым фондом организации просто не выполняют своих обязательств по установке данных приборов для того, чтобы определить фактический объем полученной воды на данный жилой дом, утвержденных «Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ». С 1 января 2010 года «Водоканал Воронежа» прекратит проведение корректировок по показаниям индивидуальных приборов учета. Хочется отметить, что на жителях это не отразится, а только будет стимулировать управляющие компании выполнять свои обязательства.