Премия Рунета-2020
Краснодар
+14°
Boom metrics
Спорт19 мая 2004 22:00

В Краснодаре живет шестикратный чемпион мира по гонкам на веломобиле

Хотя такого вида спорта в России официально не существует
Источник:kp.ru

Хотя такого вида спорта в России официально не существует

Хорошая погода в выходные - отличный повод покататься на велосипеде. Каждый нерабочий день на Пушкинской площади Краснодара велоконструктор Сергей Дашевский предлагает желающим оседлать не только классический двухколесник. Здесь можно прокатиться на «Пауке» - ретро-велосипеде с одним огромным, а другим малюсеньким колесом и на веломобиле, три колеса которого одеты в легкий обтекаемый корпус для уменьшения сопротивления воздуха.

- У меня есть «книга отзывов», и там только восторженные отклики тех, кто уже ездил на моих веломоделях, - рассказывает Сергей. - Здесь есть даже такая запись: «Было так здорово, что я чуть не уписалась!»

Но Дашевский катает народ не ради коммерческого интереса. У него есть большая мечта - сделать воздух города чище, а людей - здоровее.

Нашим миллионерам чемпион не нужен

Сергей Дашевский - многократный чемпион мира в гонках на веломобилях, конструированием которых он увлечен уже более двадцати лет. Сергей объехал почти всю Европу, Канаду, Англию, за его плечами около ста тысяч километров дорог. Его частный дом на Хабаровской - музей и мастерская. Здесь есть старинный парижский велосипед 1895 года, у которого впереди фонарь-подсвечник, его использовали по назначению до середины XX века, а покрышки 42-го года стоят на нем до сих пор. Всего дома у Сергея сорок разных моделей велосипедов, включая веломобили, - чердак, и тот ими занят.

- Благодаря моему увлечению у меня много друзей во всем мире. Это и коллекционеры, и участники соревнований, и просто люди, у которых я останавливался во время путешествий. Среди них даже миллионеры. «Даже» - потому что там это душевные люди, которые ждут в гости и пишут письма, а у нас - «особый класс», который тебя ни во что не ставит. Я, например, двадцать лет проработал на кислородном заводе. «Социалистическое» начальство меня поддерживало, поездки на чемпионаты спонсировало. А потом власть переменилась, и я был уволен, чтобы хлопот не доставлял со своими загранпоездками. Но я все равно путешествую и участвую в соревнованиях. Сотрудничаю с немецкой фирмой по производству веломобилей и тандемов. В 2000 году фирма предложила вместе с известным путешественником в рекламных целях проехать на тандеме по Канаде. Я согласился.

В Канаде пробовал индийскую кухню и купался в океане

Мой соратник по рекламной акции Хайнц Штуке как выехал 40 лет назад на велосипеде из Германии, так до сих пор домой не возвращался, объездил даже пустыни, три раза занесен в Книгу рекордов Гиннесса. О русских у него было мнение нелестное: «менталитет на троечку», ворчал на меня постоянно. Вот я и постарался выправить положение, ведь тандем - он вроде подводной лодки, друг от друга никуда не денешься. Так что я педали крутил и в дождь, пока он «стоп» сам не скажет, ночевал, как и он, в спальном мешке под открытым небом. Хайнц себя хорошим кулинаром считал. Как приготовит что-нибудь из индийской кухни, специй насыплет - есть невозможно. А я нахваливаю. Так и подружились. Один раз только инцидент был. Я подковы отовсюду коллекционирую. И в одной канадской деревушке нашел разных с десяток штук. А немец лишнего веса не любил. У меня одеколон был в стеклянном бутыльке, так он мне плешь проел, мол, лишний груз. Так что я подковы спрятал на дно рюкзака, а он хотел помочь мои вещи постирать и нашел. Насупился, мол, свои старые кости ради пятнадцати килограммов ржавого железа не хочет ломать. В конце концов три маленькие подковки разрешил оставить, но остальные - ни в какую.

Так проехали через всю Канаду, четыре тысячи километров, до конечной точки - мыса Копье. Дальше - Атлантика. Я давно мечтал искупаться в открытом океане. Взобрался на скалы, а волны еще выше - с трехэтажный дом. И тут одна как накроет! На мое счастье, в скале железное кольцо оказалось вбито. Я за него ухватился. А так бы унесло и размолотило о камни. Вот так и искупался.

Пробка для машин - счастье для велосипедиста

Жена и сыновья Сергея передвигаются по городу только на велосипеде, это быстро даже в часы пик. Машины в «мертвой» пробке стоят, а велик между ними легко проскакивает. Так что Сергей очень рекомендует всем заново открыть для себя это средство передвижения и установления контактов между людьми.

Например, в Германии ежегодно проводится фестиваль тандемов. Дашевский участвовал в одном из них:

- Тандемы можно крепить один к другому, на фестивале было соединено 64 штуки , так что получился «велосипед» длиной 96 метров. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный тандем в мире. А вообще, весь западный мир отдает должное веломобилю, и только в России нет федерации, объединяющей любителей этого вида передвижения. Так что я единственный из нашей страны, кто участвует в любительских международных гонках на веломобилях. А уж как побеждать умудряюсь, им вообще непонятно: модели делаю сам, везу на своей «восьмерке» с прицепом дня четыре. К началу соревнований являюсь уставший и голодный. С меня и денег за участие не берут, как за единственного представителя бывшего соцлагеря. Тем не менее, когда я начинал организовывать прокат у нас в городе, власти переполошились: как это можно, пустить в исторический центр такую кустарщину, но в конце концов глава разрешил. И теперь можно прийти поглазеть на велосипедные диковины. А кто хочет сам педали покрутить - пожалуйста. Тот же высоченный «Паук» только кажется страшным. Чем больше велосипед, тем он устойчивее. Нужно всего два навыка: залезть и слезть.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Сергей Дашевский.

49 лет. Коллекционер, конструктор велосипедов и веломобилей, путешественник, свободно говорит на английском языке. Единственный и двукратный чемпион СССР в любительских гонках на веломобилях, чемпион Европы, шестикратный чемпион мира.

Женат, воспитывает сыновей.

СПРАВКА «КП»

Первые веломобили появились в начале 20-го века. На велосипеды стали устанавливать пластиковые обтекатели для уменьшения сопротивления воздуха. Сиденье гонщика сделали полулежачим. В таком виде веломобиль оказал серьезную конкуренцию велосипеду, он мог развивать скорость до 130 км/час, и в 70-е годы федерация велоспорта установила жесткие требования к велосипедам, так что веломобиль не мог участвовать в гонках. С тех пор веломобили - любительский вид спорта.