Александр Милкус
Как на самом деле спасали «Салют-7»
Фильм «Салют-7»:
история спасения космической станции
Скрученными от холода руками космонавты скалывают лед с иллюминаторов. Кувалдой бьют по датчику во время выхода в открытый космос. Чуть не сгорают в пламени внезапного пожара. Рыдают на плече друг у друга, когда поступает команда бросить одного из членов экипажа на борту станции… В общем, драматизма в фильме хватает. Разве что в ушанках по «Салюту-7» не летают, как «космонавт Лев Андропов» в американском блокбастере «Армагеддон» (впрочем, вязанные шапочки присутствуют).

В действительности история спасения советской орбитальной станции "Салют-7" была не менее драматичной. Но многие эпизоды невозможно показать в стиле современного кино, где нужен лихо закрученный сюжет и постоянно нарастающее напряжение. О том, как было на самом деле я расспросил Виктора Дмитриевича Благова, в 80-е годы заместителя руководителя полетом станции «Салют-7».

Что случилось со станцией «Салют-7»

— Виктор Дмитриевич, как вообще «Салют-7» оказался потерян? Вот МКС сейчас не решаются оставить без экипажей. А тут — задраили люки и ушли…
— Советская, а потом и российская космическая техника всегда делалась так, чтобы ею можно было управлять как в автоматическом, так и в ручном режиме. Вначале 200 с лишним суток на ней работал предыдущий экипаж. Потом был перерыв, чтобы проанализировать результаты, посмотреть телеметрию, поправить научную программу.

В один из таких периодов, когда экипажа на борту не было, и случилась эта неприятность. В передатчике командной радиолинии произошло короткое замыкание. Всплеск тока был настолько велик, что пробил защиту приемников. Станция замолчала.
— В фильме так представлено, что падение на землю неуправляемой станции могло привести чуть ли не к атомному взрыву…
— Так принято говорить. Особенно у журналистов и у некоторых зарубежных политических деятелей, чтобы усилить трагизм. Основная часть станции сгорит в верхних слоях атмосферы. До Земли долетят только самые массивные и жаропрочные элементы. На самом деле упадет тонна или 20 тонн — в общем, беда будет примерно одинаковая. Все зависит от того, куда она попадет. Если бы они попали в атомную электростанцию, или в химический завод или в хранилище боеприпасов — да, была бы беда. Но вероятность этого — несколько нулей и единичка, — Благов рисует на столе ряд нулей справа от запятой.
— Ну и оставили бы ее в покое — упала бы когда-нибудь…
— Станция — очень дорогая конструкция. Была надежда, что ее можно восстановить. Предполагалось провести еще несколько экспедиций, научные эксперименты. А второе: важно было организовать управляемый спуск «Салюта-7». Поэтому возникла идея отправить к станции экипаж, попробовать ее восстановить. И третье — такого никогда в истории до этого не делалось ни разу. А такой опыт очень полезен…
— Но стыковка — одна из самых рискованных операций в космическом полете. А стыковка с мертвой станцией — риск запредельный.
— Мы особо не зацикливались на опасности при стыковке. Главное — нужно было понять, как станция ориентирована в пространстве. Обычно «Союз» стыкуется тогда, когда станция находится в удобном для этого положении. Для этого включаются соответствующие системы управления. А тут мы стали чесать репу. Мы даже не знали, вращается она или нет. Теоретически она должны была в конце концов принять положении гантели — то есть самым тяжелым отсеком повернуться в сторону Земли. Но так ли это? Попросили астрономов посмотреть. По бликам корпуса и батарей выяснили — скорость вращения мала, есть возможность для стыковки. Стали готовить экипаж.

Трейлер фильма «Салют-7»

Трейлер фильма «Салют-7»

Как на самом деле спасали «Салют-7»
— Сколько времени прошло с момента, когда она замолчала, и до того, как полетел экипаж?
— 11 февраля 1985 года «Салют-7» умолк. А 6 июня стартовал «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных. Четыре месяца. И за это время не только подготовили экипаж, но продумали несколько вариантов их работы. Подготовили инструмент. Сложнее было придумать, как им состыковаться. Стыковка идет с помощью данных радиосистем, которые поступают и с корабля, и со станции. Причем, обычно в автоматическом режиме. У нас было несколько отказов автоматики, но уже когда до станции оставалось 400 метров. Экипаж умел с такого расстояния стыковаться вручную. Был опыт стыковки, когда автоматика отказывала и на расстоянии 1,5 километра.
Но как подвести «Союз» на такое расстояние к «Салюту-7», от которого мы не получаем никакой информации? Спросили баллистиков. Они говорят — привести на расстояние 5−6 километров сможем. И все. Стали проводить тренировки экипажа, достали нужные дополнительные приборы. Установили дальномер. Компьютер поставили на борту, который мог посчитать, какой импульс должен дать двигатель, чтобы подойти к станции. Это сложнейшая операция.
— И — повезло?
— Везет тогда, когда ты все продумал и все подготовил. Дуракам, вопреки русской присказке, не везет. Мы умные — поэтому нам повезло.
Стыковка произошла с первой попытки. За рубежом говорили, что несколько раз они подходили к станции. Ничего подобного. Но сначала они осмотрели станцию снаружи. Важно было узнать поведение солнечных батарей. Если они продолжают вращаться, значит, электричество на борту есть, станция более-менее живая. Когда Джанибеков сказал, что солнечные батареи стоят неподвижно, в ЦУПе была не то что паника… В общем, мы поняли, что столкнулись с более серьезной проблемой, чем сама стыковка.
Два литра льда
— Ну, чего делать? Идем вперед. Открыли люк, — продолжает Виктор Дмитриевич. — Свет не горит. Значит, и аккумуляторы «мертвые». Встали насосы системы терморегулирования, отключились нагреватели. Температура минус 4 градуса.
— У космонавтов были теплые шапочки, утепление. Вы готовились к такой ситуации?
— Мы не предполагали, что такое будет. Шапочки вообще появились случайно. Жена Савиных их связала. И две курточки они взяли на всякий случай.
— То есть, это случайность?
— Да, хотя очень кстати получилось…
— Они могли там просто замерзнуть.
— Мы даже не подумали, что им может пригодится термометр. Температуру внутри станции оценивали «на глазок». Думаю, при минус четырех они не замерзли бы. У них нормальная одежда была — космические костюмы. Но в шапочках, конечно, уютнее, и в курточках тоже.

Самая большая неприятность, которая обнаружилась — то, что вся влага, которая находилась в атмосфере станции, конденсировалась на холодных частях корпуса, на приборах и на иллюминаторах. Лежал слой инея, а в некоторых местах и лед. В фильме показывают двухсантиметровый лед, который пришлось скалывать зубилом и молотком. Это фантазия режиссера.
— Капли воды по станции летали?
— Откуда им взяться, каплям? В атмосфере было около двух литров жидкости и она вся быстренько осела. Была опасность, что когда прибор начнут включать, он закоротит. Пришлось на ходу придумывать методику что делать в такой ситуации. А пока космонавты жили в «Союзе», выходя на станцию на короткое время.
Работали только по одному
— Что же они делали?
— Смотрели что там да как, некоторые работы проводили. По одному. Двоим сразу запретили. Поскольку регенераторы и вентиляция не работают. Когда человек на станции дышит, а потока воздуха нет, углекислый газ остается вокруг него. Космонавт может потерять сознание и даже сам не заметит этого. Поэтому второй стоял у люка «Союза» и наблюдал за его поведением.
Нужно было быстро получить на станции электричество. Соединить цепи питания с «Союзом» было страшновато, могло закоротить и в «Союзе». Останемся без корабля.

Пришла идея — с помощью системы управления «Союза», повернуть станцию так, чтобы солнечные батареи сориентировать на Солнце. И это получилось. Пока станция находилась на солнечной части орбиты, потихоньку начали заряжаться батареи, включили нагреватели. Влагу стали убирать тряпками.
«Салют-7». История одного подвига — Интервью актеров и продюсера о фильме
— Откуда тряпки-то на орбите?
— На станции был запас белья для экипажей, в «Союзе» были укладки. Вот ими собирали. Складывали мокрые вещи в мешки и прятали в бытовом отсеке корабля.

Через две недели — 23 июня к «Салюту-7» пристыковался грузовой корабль «Прогресс-24». В нем был запас вафельных полотенец, оборудование, вода и топливо.

Очень медленно, но аккумуляторы начали оживать. Постепенно стали подключать к электричеству приборы. Сначала самые сухие, потом влажные. Включенный прибор выделяет тепло и сам себя сушит. Дальше нужно было запустить солнечные батареи, чтобы они поворачивались вслед за солнцем. Подали питание на приводы с помощью изготовленных экипажем кабелей. Жить стало веселее.
— А что за выход был в открытый космос? В кино они кувалдой машут…
— Кувалдой ничего снаружи не делали. В фильме разыгрывается версия — солнечные батареи встали потому, что солнечный датчик был разрушен то ли ударом «Союза» при неудачной стыковке (чего не было), то ли метеоритом. И экипаж его героически чинит. Мы возражали против такой версии. Но режиссер нас не послушал.
— Выход был штатный?
— Да. В каждой экспедиции он планировался. Установили дополнительные элементы, которые обеспечивали выработку солнечными батареями дополнительной энергии.
— Сколько времени потребовалось экипажу, чтобы вернуть станцию в рабочее состояние?
— Примерно три месяца.
Бросить напарника
— Хотя бы теоретически может быть такая ситуация, когда один космонавт вынужден остаться на станции, а второй возвращается в корабле, бросив товарища?
— Это запрещено. В фильме показывают, что «Союз» вышел из строя и рассматривались варианты сбить станцию ракетой. Наше руководство, руководство страны даже не стало бы рассматривать такое решение. Этого ни при каком раскладе быть не могло!
— Хорошо, гипотетический случай. Причалил «Союз» к станции, коротнуло в корабле, он «умер». Что делать?
— На подобные ситуации есть специальная «красная книга». Прилетает второй «Союз». На «Салюте-7» было два стыковочных узла. Все рассчитывается с учетом любых нештатных ситуаций: количество кораблей, количество посадочных мест в них. Главное требование пилотируемой космонавтики — при любых ситуациях спасти жизнь экипажа. У нас есть даже схема на случай экстренного покидания станции — когда экипаж, отчалив от станции, уже через 40 минут оказывается на земле.
— Но Джанибеков же раньше улетел со станции, чем Савиных?
— Джанибеков работал на «Салюте-7» годом раньше — в 1984 году и врачи считали, что он еще не полностью восстановился после этого полета. Поэтому ему разрешили новый полет продолжительностью не больше 100 суток. Его нужно было менять. 19 сентября прилетел «Союз Т-14» с новым экипажем — Владимиром Васютиным, Георгием Гречко и Александром Волковым. А 26 сентября Джанибеков вернулся на Землю вместе с Гречко. Савиных приземлился 26 ноября.
— Все-таки Савиных и Джанибеков больше рисковали, чем экипаж, который пришел бы на живую станцию?
— В чем они больше рисковали? Риск был на обычном уровне.
«Салют-7». История одного подвига — Создание визуальных эффектов
О пожаре
— Похоже, что киношники перенесли на «Салют» пожар, который на самом деле случился на станции «Мир» в 1997 году.
— Самая страшная ситуация — это пожар внутри станции. На станции есть средства пожаротушения, есть методика. Последний пункт в ней — задраивать люки и покидать станцию. На «Мире» удалось быстро локализовать возгорание генератора кислорода влажными полотенцами. Но модули были сильно заполнены парами воды и прошло довольно много времени, пока с помощью системы вентиляции пар рассеялся.

Я хотел бы сказать все-таки о пользе фильма. Несмотря на то, что некоторые ситуации в фильме надуманы, считаю его полезным для молодежи. Он принесет больше пользы, чем просмотр боевика или блокбастера. Полеты в космос очень важны, интересны, наполнены разными ситуациями. Важно показать грамотную работу экипажа и Земли.

Экипаж станции «Салют-7» с 6 июня по 26 сентября 1985

Почему именно Джанибеков и Савиных?
— Джанибеков к тому времени провел несколько стыковок, а одну из них со станцией «Салют-7». Вопрос с командиром был ясен. Савиных — инженер, работал на НПО «Энергия», летал на «Салюте-6». Когда Джанибекова спросили, кого бы он предпочел бортинженером в экипаже, он назвал Савиных, — поясняет Виктор Благов.
Виктор Савиных и Владимир Джанибеков. Фото ТАСС
Владимир Александрович Джанибеков родился 13 мая 1942 года.
В 1965 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков. В 1970 году был зачислен в отряд космонавтов. Пять полетов в космос — на станции «Салют-6» и «Салют-7». Общий налет 145 дней 15 часов.
Генерал-майор авиации. Дважды Герой Советского Союза. Во время одного из полетов открыл новое физическое явление, которое ученые называют «эффектом Джанибекова».
Эффект Джанибекова
Савиных Виктор Петрович родился 7 марта 1940 года.
В 1969 году окончил Московский институт инженеров геодезии. Доктор наук.
В 1978 году прошел отбор в отряд космонавтов. Три полета в космос — на станции «Салют-6», «Салют-7» и «Мир». Общий налет — 252 дня 17 часов 37 минут.
Дважды Герой Советского Союза. Лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации. В 1988—2007 ректор, с 2007 года президент Московского государственного университета геодезии и картографии.
Что думает о фильме прототип одного из главных героев, читайте здесь.

Фотографии космической станции «Салют-7»

Из истории «Салюта-7»
1982 год. На станции побывал первый западный гражданин — француз Жан- Лу Кретьен.
В том же году на борт прилетела вторая женщина-космонавт СССР Светлана Савицкая. И в том же году на орбите побывал по программе подготовки пилотов «Бурана» летчик-испытатель И. Волк.
1983 год. Авария ракеты на старте. Экипаж В. Титова, Г. Стрекалова буквально вырвала из клубов огня система аварийного спасения.
1985 год. Полет был прекращен из-за болезни одного из членов экипажа.
1986 год. Уникальный перелет экипажа с «Мира» на «Салют-7» за оборудованием и обратно на «Мир». Операцию назвали «Космический паром».
В том же 1986 году орбиту станции подняли на 480 км. Инженеры рассчитывали, что таким образом она пролетает до 2000 года. И на нее можно будет еще вернуться.
Но в 1991 году станция все-таки в неуправляемом режиме свалилась на землю. Не сгоревшие в атмосфере обломки упали в Атлантику и на территории Аргентины. Никто не пострадал.
Текст: Александр Милкус
Фото: ТАСС, кадры фильма
Верстка: Рушан Каюмов
Инфографика: Рушан Каюмов
Made on
Tilda