Премия Рунета-2020
Воронеж
+18°
Boom metrics
Спорт26 июня 2017 8:00

Улетные девчонки

Почему в Воронежской области девушки активно идут в планерный спорт [фото]
КАЛИНИНА Марина
фото: КАЛИНИНА Марина

фото: КАЛИНИНА Марина

Знаете ли вы: чтобы войти в семью планеристок мирового уровня, надо пройти специальный обряд посвящения? Забавный, фольклорный, местами таинственный, но обязательный для всех… В программе каждого чемпионата мира выделяют время, преимущественно вечернее, для посвящения в Бабу-Ягу – символ летающей, пусть и на метле, женщины. Это целое действо – девушки наряжаются в костюмы сказочной героини, к каждой «новенькой» прикрепляют «опытную ведьму» (чаще всего спортсменку из другой страны), которая на своем языке произносит слова клятвы, и которые новообращенной нужно в точности повторить. После чего все участницы символического обряда верхом на метлах долго кружат вокруг костра.

Девушки в образе бабок-ежек.

Девушки в образе бабок-ежек.

Фото: Дмитрий Тимошенко

Развлечение, конечно, шуточное, но некоторые и вправду верят в то, что женщины побеждают на соревнованиях по планерному спорту не без помощи таинственных сил. А иначе как объяснить тот факт, что показатели в мировом рейтинге планеристов у российских женщин лучше, чем у мужчин?

Сказочные персонажи получились колоритными.

Сказочные персонажи получились колоритными.

Фото: Дмитрий Тимошенко

Мне бы в небо!

В минувшую субботу на аэродроме Усмань-Шаршки прошли первые учебные полеты курсантов верхнехавского аэроклуба «Сапсан» ДОСААФ России. В кабине учебного «Бланика» - все девушки, ученицы 9 класса верхнехавской школы № 3.

Евгения Дмитриенко:

- Когда к нам пришли инструкторы из «Сапсана» и рассказали о том, что мы можем реально научиться летать, я не поверила своим ушам. И, конечно, сразу согласилась. Мама меня поддержала, обещала помогать, если вдруг возникнут какие-нибудь сложности. Она, кстати, всегда всем рассказывает, что я учусь летать – гордится, наверное… И я собой горжусь! И уже думаю о том, что если у меня получится, то свяжу свою жизнь с авиацией, стану пилотессой.

фото: КАЛИНИНА Марина

фото: КАЛИНИНА Марина

Ирина Черных:

- У нас только начались учебные полеты с инструктором, но я уже успела испытать это удивительное чувство: когда страх постепенно перерастает в восторг и восхищение. Внутри все сжимается, комок подступает к горлу, а после наступает такое приятное чувство умиротворения… И знаете, сверху земля совсем другая. Смотришь вниз, а там – крошечные домики, маленькие деревца, тонкие дороги, даже наш огромный верхнехавский элеватор кажется игрушечным. Здорово всю эту красоту фотографировать с кабины планера – таких ракурсов точно ни у кого нет.

Мария Рязанцева:

- Мне трудно сказать, почему вместе с нами не пришли мальчишки, наши одноклассники. Может, им лень или не хочется прилагать усилий? Ведь прежде чем сесть в кабину планера, мы прошли курс теоретической подготовки, изучали аэродинамику, метеорологию. Занимались два месяца по три раза в неделю. Конечно, сидеть в соцсетях гораздо проще…

Надо сказать, что девчонки «оккупировали» не только наш аэродром – такая тенденция, как признаются инструкторы из других аэроклубов, наблюдается по всей стране.

Екатерина Алексеева, одна из воспитанниц школы планеристов АТСК «Сапсан», впервые начала осваивать планер в 2015 году, а сегодня виртуозно летает на самолете Як-52.

- Это мое первое серьезное увлечение, хотя я занималась боксом, ходила в музыкальную школу, пыталась рисовать. Пробовала себя во многих направлениях, но по-настоящему полюбила только небо. Сейчас учусь фигурам высшего пилотажа – уже могу делать петлю, полупетлю, бочку, три четверти петли, переворот на горке. Моя любимая фигура – вертикаль: она сложная, но интересная…Меня часто спрашивают, какие эмоции я испытываю во время полета. Мне трудно их анализировать, хотя я знаю точно: особенного восторга точно не ощущаю. И это, наверное, хорошо, ведь лишние эмоции мешают работать. Я стараюсь сдерживать свои чувства, держать ровное настроение, чтобы можно было выполнять все задачи спокойно и хладнокровно.

Екатерина Алексеева.

Екатерина Алексеева.

Фото: Марина Калинина.

Спорт для умных

Другая воспитанница школы - 19-летняя Алиса Долгушина - уже имеет второй разряд по планерному спорту.

- Планеризм - очень интересный, а главное, интеллектуальный вид спорта, и для того, чтобы добиться в нем успеха, необязательно иметь мощные бицепсы. Во мне, например, всего 42 килограмма, поэтому под свое сидение я обычно укладываю свинцовую плиту, которая необходима для центровки планера. В нашем спорте главное - уметь ориентироваться в пространстве, анализировать ситуацию и быстро принимать верные решения. И в этом мы, девчонки, вполне можем составить конкуренцию парням.

Алиса Долгушина.

Алиса Долгушина.

Фото: Марина Калинина.

Лада Баламут, судья 2-й категории воронежской Федерации планерного спорта:

- Сколько себя помню, меня всегда тянуло в небо. И даже по большому счету был неважно, на чем летать - в свое время я освоила самолет, летала на дельтаплане, планере… Но планерный мир – это ведь не только полеты, но и захватывающие соревнования, интересные люди, новые страны, путешествия. В качестве помощника планеристов сборной России я объездила всю Европу: Италию, Словакию, Францию, Польшу… Это непередаваемая тусовка разноязыких, но таких близких по духу людей! И что важно – никакие политические разногласия не могут повлиять на наши дружеские отношения, мы всегда помогаем друг другу, поддерживаем. Я заметила, что планеристами часто становятся безнадежные романтики. Никто из них поначалу не задумывается о спортивных достижениях, профессиональных высотах, каких-то денежных вознаграждениях… На планере хочется просто летать. Может, поэтому нашим прагматичным юношам этот спорт сегодня не очень интересен? Очень грустно от того, что нынешние мальчишки игнорируют планеризм. Ведь переучиться с планериста на летчика можно легко. Так, собственно, в свое время, и поступили в нацистской Германии, которой после 1-й мировой войны запретили летать на моторных самолетах. Немцы тогда обучили целую армию планеристов, которые в считанные дни превратились в грозных пилотов Люфтваффе.

Лада Баламут с мужем, планеристом Ильей Ершовым.

Лада Баламут с мужем, планеристом Ильей Ершовым.

Фото: Александр Исаев.

КСТАТИ

Билет в небо

Появлением в Воронежской области планерного спорта мы обязаны АТСК «Сапсан» ДОСААФ России и Верхнехавскому агрохолдингу, который помогает и поддерживает его развитие. Для популяризации спорта разработана уникальная программа для ребят 15 - 18 лет, жителей Верхнехавского района, в рамках которой они могут пройти теоретический и практический курс подготовки совершенно бесплатно.

Все, кто узнает о такой возможности, безмерно завидуют нашим юным землякам, которые, наверное, не до конца понимают всю полноту своего счастья.

Между тем, умение парить в воздухе – не только само по себе классное ощущение – оно бесценно для будущих летчиков, защитников Родины. Как говорят планеристы, если в воздухе откажет двигатель, самолет рухнет на землю в считанные минуты. Планеру же такой форс-мажор не страшен – он может часами парить, умело лавируя меж потоков.

В ТЕМУ

Все выше, и выше, и выше!

У воронежцев есть настоящий предмет для гордости: воронежская команда планеристов все последние годы неизменно занимает первые места на всероссийских соревнованиях. Спортсмены занимаются на аэродроме, который в июне нынешнего года отмечен дипломом на Всероссийском конкурсе аэродромов и посадочных площадок авиации общего назначения. Здесь собралась мощная команда профессионалов, именитых спортсменов-международников, многократных чемпионов России и Европы в упражнениях. И это тоже повод для гордости и стимул для развития.

фото: КАЛИНИНА Марина

фото: КАЛИНИНА Марина

СПРАВКА:

Планер - безмоторный летательный аппарат, внешне напоминает маленький легкий самолет с большим размахом крыла от 15 до 32 метров. В воздух планер поднимает самолет-буксировщик, на высоте 500-700 м буксировочный фал отцепляется, самолет уходит вниз на аэродром, а планер продолжает полет, лавируя в потоках воздуха.

Первые эскизы планера сделал Эммануил Сведенборг еще в 1714 году, а первый современный агрегат, поднявший человека в воздух, был сконструирован в 1853 году сэром Джорджем Кейли.

Главное условие полета планера - наличие восходящих потоков воздуха, в которых летательный аппарат сможет набрать высоту. Мировой рекорд высоты был побит 30 августа 2006 года, когда Стив Фоссет поднялся над аргентинскими Андами на высоту 15 453 метра. Спортивные полеты проходят на более низкой, но все равно внушительной высоте - до 2,3 км.

Материал подготовлен в рамках программы Гильдии аналитических журналистов «Социальная ответственность современных СМИ в работе с НКО и благотворительными проектами социально ориентированных компаний региона».