Премия Рунета-2020
Воронеж
+3°
Boom metrics
Общество22 июня 2017 8:06

«Раньше воевал за Воронеж, а теперь за то, чтобы во дворе скамейку поставили»

Ветерана войны Ивана Ишутина чиновники вспоминают только по большим праздникам [фото]
Ивану Алексеевичу обидно, что подвиг победителей недооценен.

Ивану Алексеевичу обидно, что подвиг победителей недооценен.

Фото: Юрий КОЗЛОВ

Перед 76-й годовщиной Великой Отечественной войны мы нашли ветеранов 1923 года рождения - те, кто ушел на фронт 18-летними. Вернулись единицы. Один из них - Иван Алексеевич Ишутин.

- Работал пастухом, все теплое время года был в поле, повестка не дошла. Пришел в военкомат сам, - вспоминает он. - Направили в город Усмань, прошли там подготовку. Меня отправили в район Подгорного. Приходилось таскать с собой станковый пулемет весом 64 килограмма. В нашем расчете было четверо. В одном из первых боев убили командира.

«В освобожденных деревнях стеснялся хлеба просить»

Когда шли в наступление, было так, что отрывались от тыловиков. А у них кухня, приходилось голодать. Те, кто постарше, не стеснялись у хозяек домов в освобожденных деревнях хлеба просить. А я молодой был, стеснялся. Тогда политрук мне сказал: «Ты так долго не протянешь - проси хлеба». Приказ выполнил.

Удивлялся, почему фашисты с таким ожесточением бьются. Не их же земля - драпали бы в свою Германию. Однако взятие каждого дома в освобождаемых селах нам давалось с таким трудом!

Когда освободили нашу область, пошли дальше. На границе с Чехо-словакией меня так тяжело ранило, что думал - не выживу. Потерял уйму крови. Но врачи спасли. Сначала госпитализировали во львовскую больницу, потом перевезли в Сухуми. С тех пор одна рука почти не действует.

Иван Ишутин. Фото 40-х годов и наших дней.

Иван Ишутин. Фото 40-х годов и наших дней.

Фото: Юрий КОЗЛОВ

«После моих рассказов о войне 90 ребят вступили в комсомол»

- После войны был секретарем райкома в селе Козловка Терновского района. Какой тогда энтузиазм у молодежи был! Помню, после моих рассказов о войне 90 ребят в комсомол захотели вступить. Одна девушка похуже училась - предложил ей обождать. Так она в слезы! Пришлось тоже принимать. А сейчас молодежь в нравственном тупике. Нет нормальной работы, нет идеи, ничего не нужно.

Многое обидно. Был в Курске на совещании, где принимали решение фрицев перезахоранивать. Узнал, что немцы, воевавшие в той войне, получают по две тысячи евро. Вот так. Побежденные живут в разы лучше победителей.

О чиновниках уже и не говорю. Вспоминают только по большим праздникам. Скамейку во дворе поставить - и то полтора года пришлось добиваться.

В разговор вступает жена ветерана Римма Георгиевна:

- Шла мимо компании девушек как-то. Матерятся, курят. Сделала замечание - послали меня на три буквы, сказали: «Иди отсюда, пока не влепили». У мужа пенсия побольше, а у меня всего семь тысяч. Много ли на них разгуляешься? Раньше так любила на гитаре играть, песни петь. Сейчас она пылится на стене, нет настроения.