Премия Рунета-2020
Воронеж
+19°
Boom metrics
Звезды3 июня 2017 6:30

Седьмой Платоновский фестиваль показал воронежцам авангардную оперу про "труп" лампочки

«Родина электричества» рассказывает о строительстве электростанции в воронежской Рогачевке
Премьера "Родины электричества".

Премьера "Родины электричества".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Седьмой Платоновский фестиваль открылся в Воронеже 2 июня «Родиной электричества». Мировая премьера единственной оперы на воронежской фактуре - по мотивам рассказов нашего земляка Андрея Платонова - прошла с аншлагом. Спектакль о строительстве в деревне Рогачевка электростанции поставили специально к форуму искусств. Несмотря на то, что произведение, написанное композитором Глебом Седельниковым, ни разу нигде целиком не исполнялось из-за сложности музыкального материала. Постановщики сразу сказали, что это далеко не «итальянская музыка», артисты и музыканты изначально приняли вещь в штыки из-за рваного ритма.

Премьера "Родины электричества".

Премьера "Родины электричества".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

- Это громадная глыба, обладающая большой мощью звучания. Диапазон – 2,5 октавы, от нижних пределов до верхних. Звук устремляется вверх, а потом резко падает вниз! Все, как в нашей жизни – по ухабам да по кочкам! У артистов хора очень сложные партии, значительно сложнее, чем у солистов! В свое время «Родину электричества» хотели поставить в Екатеринбурге, но поняли, что хор не справится. Мне оркестранты и артисты тоже сначала говорили, мол, давайте там, тут поменяем. Я сказал, давайте сначала попробуем! А потом все втянулись, полюбили эту музыку, и уже никакие трудности, как героев Платонова, нас не пугали, - рассказал перед премьерой дирижер-постановщик спектакля Юрий Анисичкин.

Премьера "Родины электричества".

Премьера "Родины электричества".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Говоря фразой Платонова, «помучались и сделали». 1,5 часовой спектакль, поставленный режиссером Михаилом Бычковым, получился ярким, зрелищным и удивительно стильным. Большую роль в этом сыграло оформление постановки. Сценография Николая Симонова, работающего в самых престижных театрах – от столичных МХТ, Театра Наций, «Современника» до театра Бостона, решена в духе русского авангарда 20-х. Доминируют квадратные формы и цвета революции – красный, серый, черный. Единственная декорация спектакля, брутальная глыба-трансформер, поворачиваясь то одним боком, то другим, символизирует беспросветную жизнь крестьянства – все время тяжкий подъем в гору, преодоление себя и своих физических возможностей.

Премьера "Родины электричества".

Премьера "Родины электричества".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Премьера "Родины электричества".

Премьера "Родины электричества".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Премьера "Родины электричества".

Премьера "Родины электричества".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Блестящая световая партитура Ивана Виноградова и видео-арт Алексея Бычкова. Даже титры в этом спектакле – отдельное художественное решение – выдержанный стиль плакатной графики, где буквы не приходится читать, они словно врезаются в память: «Но не горюет сердце роковое, моя слеза горит в мозгу и думает про дело мировое».

Премьера "Родины электричества".

Премьера "Родины электричества".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Художник Юлия Ветрова за основу взяла простецкий ватник, превратив его в стильные шинели красноармейцев и самобытные крестьянские «обноски».

Премьера "Родины электричества".

Премьера "Родины электричества".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Премьера "Родины электричества".

Премьера "Родины электричества".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Опера пролетает на одном дыхании, эффектную точку ставит «труп» громадной лампочки (по сюжету выстроенную и выстраданную крестьянами электростанцию сжигают кулаки).

Премьера "Родины электричества".

Премьера "Родины электричества".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Премьера "Родины электричества".

Премьера "Родины электричества".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Премьера "Родины электричества".

Премьера "Родины электричества".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Побывавшая на премьере вдова композитора Глеба Седельникова Ольга была растрогана. Она отметила, что постановщикам удалось передать дух и Платонова, и Седельникова.

- Трудно было ставить то, что ни разу не слышал. Но мне кажется, воронежцам будет интересно посмотреть не про итальянцев, а про своих родителей, про наших людей, нашу страну, нашу жизнь. К тому же, спектакль актуален в год 100-летия революции. Интересно проследить, как рушатся ожидания и надежды строителей светлого будущего. Здесь есть философия. Это спектакль для продвинутой публики, - отметил Михаил Бычков.

Премьера "Родины электричества".

Премьера "Родины электричества".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Иметь «именную» оперу об истории региона, где действие происходит в воронежской деревне, конечно, престижно - это бренд. Спектакль войдет в репертуар театра. Те, кто не успел увидеть "Родину электричества" на открытии Платоновфеста, смогут это сделать 16 июня.

В спектакле главные партии исполняют Анастасия Черноволос, Кирилл Афонин (Игорь Горностаев), Алексей Тюхин, Максим Шабанов, Полина Карташова.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

В 20-х годах Платонов работал специалистом по электрификации сельского хозяйства в Губземуправлении, построил три электростанции, одну из них - в селе Рогачевка Воронежской губернии. Через 15 лет Андрей Платонович написал «Рассказ о потухшей лампе Ильича». А спустя сорок лет рассказ вдохновил незрячего столичного композитора Глеба Седельникова на создание оперы «Лампочка Ильича», впоследствии переименованной в «Родину электричества».

О своей мечте поставить оперу Седельникова многократно говорил главный дирижер Воронежского ТОБа Юрий Анисичкин, получивший партитуру произведения лично от автора незадолго до его смерти в 2012 году.

Премьера "Родины электричества".

Премьера "Родины электричества".

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ