Премия Рунета-2020
Уфа
+15°
Boom metrics
Общество8 декабря 2016 3:00

Башкирские фермеры научились варить камамбер и собираются накормить им всю страну

Эдуард Нигматуллин и Рустем Мурясов не побоялись открыть сыроварню в глуши [фоторепортаж]
Рустем своим сыром гордится: французские деликатесы ему в подметки не годятся.

Рустем своим сыром гордится: французские деликатесы ему в подметки не годятся.

Фото: Тимур ШАРИПКУЛОВ

У 48-летнего Эдуарда Нигматуллина, предпринимателя из Стерлитамака, все было хорошо. Бизнес шел в гору – туристическое агентство процветало. Жена-красотка, пятеро детей подрастают. Но не давала покоя мысль, что чего-то не хватает - в погоне за рублем некогда даже дух перевести. Словно чужую жизнь проживаешь.

ИСКАЛ СЕБЯ

.

.

Потянуло в глушь – купил себе хибару на хуторе Андревка в глухом медвежьем углу Мелеузовского района, что на самой границе с Национальным парком «Башкирия». И сразу вместе с хибарой у Эдуарда появилась первая коза.

- После института и армии у меня толком ни один орган не работал: хоть все кишки выкидывай и меняй на новые, - рассказывает мужчина. - И тут подарили мне козу Катерину – дескать, изба есть, козу вдогонку. А козье молоко очень полезное, без аллергенов. Сразу здоровье пошло на лад. Еще двух козлов мне друг подбросил: покупал себе, а заниматься не стал.

Но тогда Эдуард призвания в этом не разглядел – уехал на Шри-Ланку. Занимался йогой, чистил организм - все понять пытался, кто он есть на этом свете.

Ответ пришел, откуда не ждал. Как-то раз посреди нирваны позвонила жена. Мол, дорогой, нам бы человека нанять, чтобы помогал за козами ухаживать.

.

.

- Я говорю, дескать, ты что, с тремя козами справиться не можешь? Жена даже обиделась немного: какой, говорит, три?! Их уже тридцать три! – говорит фермер. - То есть пока я с туристами туда-сюда катался, у меня дома наплодилось целое козье царство.

Эдуард вернулся домой, и стал скрести затылок: каждый день рогатое хозяйство давало до 40-50 литров молока в сутки, от засилья козьих продуктов уже голова шла кругом – по всем погребам, холодильникам и кастрюлькам стояли и портились творог, масло и сметана.

.

.

- Я подумал: на дворе кризис, моих любимых сыров в магазине днем с огнем не сыщешь – санкции, видишь ли. А что мне мешает самому сыр варить?

ТЕХНОЛОГИЮ УЧИЛИ ПО КНИЖКАМ

Решили они с другом Рустемом Мурясовым (он в турфирме занимался рекламой) постигать азы сыроварения.

- Из старого гаража в Андреевке мы сделали цех: залили пол, облицевали стены, провели водопровод, - загибают пальцы мужчины. - Параллельно изучили технологию. Интернетом принципиально не пользовались – где книжку специальную прочтем, где своими мозгами дойдем.

.

.

Пока не купили электрическую сыроварку, на которую, кстати, хлопнули последние деньги, целый год сыр варили, как придется: набирали кастрюль по 15-20 литров, и наяривали. Температурный режим выдерживали, как настоящие фокусники: одной рукой втыкали в сырную массу ручной градусник, другой постоянно мешали. Прерываться нельзя: все прилипнет, и только выбрасывать. Выстаиваться сыр выкладывали по дуршлагам, дырявым кастрюлям и тарелочкам.

.

.

- В магазин хозтоваров заходишь – как маньяк, дырявую посуду ищешь, лишь бы по форме подходила, и была пищевая. А сколько мы молока перепортили, вспомнить страшно, - смеется Рустем. – Этим летом случай был: козы в жару в ручье стояли. А вечером в цеху начались чудеса: молоко вместо того, чтобы оседать, наоборот, из сыроварки на пол полезло, как каша в мультике про Машу и медведя. Все 70 литров! Оказалось, животные водорослей наелись.

ОСВОИЛИ 20 СОРТОВ СЫРА

Тут появились первые клиенты – в основном это были мамы детей с аллергией на коровье молоко. Находили их в соцсетях.

.

.

- Когда стало получаться, от сыроварения кайфовали, - с горящими глазами продолжает Рустем. - Иногда так забывались, что до утра кастрюлями гремели. Купили разных ферментов для сбраживания, заказали по почте плесень, и освоили сортов 20 сыра. Но самые наши любимые – «Камамбер» и «Кротэн».

- Рустем мне в подарок сварил «Бри», - включается в разговор Эдуард. – Правда, один шарик всего. Так я его целый месяц ел – отрезал по дольке и под язык клал.

А совсем недавно фермеры поняли, что их сыру французский в подметки не годится.

.

.

- Я был в командировке в Москве, зашел в крутой продуктовый магазин, и решил попробовать самый дорогой французский сыр. Как он вонял ужасно, даже в глазах защипало! - вспоминает Рустем. – Вот тогда я нашими сырами даже гордиться начал.

К слову, своим покупателям фермеры доставляют заказы лично – привозят прямо на дом на машине. А когда зимой хутор утопает в глубоком снегу, пятикилометровую дорогу до цивилизации плетутся пешком с рюкзаками на плечах.

«К КОЗАМ ОТНОСИМСЯ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ»

Козы на ферме - отдельная тема. Обычно козье молоко, как и сами животные, имеет весьма специфичный дух. Эдуард смекнул - если к козе относиться по-человечески, то никаких неприятных запахов не будет:

Эдуард в козах души не чает – заботится как о родных детях.

Эдуард в козах души не чает – заботится как о родных детях.

- Каждый день в стойле моем пол, стелем свежую солому. Кстати, от настроения животного вкус молока тоже зависит: коза должна быть довольной жизнью и счастливой. При них даже выражаться непристойно нельзя. А еще наша доярка придумала в сарае радио включать, так козы к ней доиться с приплясом идут.

А недавно в козлином царстве случилось пополнение – приехали 57 молоденьких козочек из племенного питерского цеха. На их покупку фермеры получили грант от минсельхоза республики.

.

.

- Хотим вывести свою собственную породу – по-башкирски устойчивую к холодам и по-швейцарски молочную. Вот сейчас-то я и пожалел, что в аграрном институте не доучился, - по секрету признался Эдуард. - Теперь каждый вечер над учебниками сижу, селекцию изучаю.

.

.

Чтобы сыры отличались особым вкусом и приятным сладковатым ароматом, к породе привьют нубийские гены. Ради такого дела фермеры выкупили у свердловских конкурентов нубийского красавца-козла по кличке Хан.

К слову о достатке - баснословных барышей козлиная братия пока не приносит. К примеру, сейчас у коз молока не допросишься – осень и зиму животные вынашивают потомство. В ожидании молочного бума, который, по прогнозам Эдуарда, произойдет не раньше апреля, фермерам приходится брать овес и ячмень в долг. Ладно, хоть сена успели напасти – заготовили 200 рулонов по 50 кило, понемногу вырастили свеклы и моркови – на витамины для будущих козьих мамочек.

.

.

Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, мужчины переориентировали турфирму на экологический туризм: приглашают туристов на ферму. Гостей парят в диковинной бане по-черному (уверяют, что процедура исцеляет от всех хворей), кормят исключительно фермерской едой, разрешают обниматься с козочками и даже варить свой собственный сыр.

МАДАМ ВПЕЧАТЛИЛАСЬ

Сейчас с хозяйством справляется команда из пяти рабочих, помогают родственники. Это вам не шуточки – накормить и развеселить 136 животных. Но Рустам с Эдуардом все равно всегда на передовой.

.

.

- Тут к нам недавно из минсельхоза делегация нагрянула, сама Элизабет Городков-Гутьер (известный специалист по производству сыра – ред.) из Франции приехала сыру нашего отведать. А мы как раз сарай чистили, даже переодеться не успели – так и вышли к гостям в робах, - улыбается Эдуард. - Мадам, конечно, впечатлилась – и фермой, и сыром. Даже с собой несколько кило увезла, и нас звала – опытом меняться. Но мы пока думаем, ехать или нет. У нас тут и своих забот навалом: сарай надо новый строить, и молодняк растить. А лет через пять мы всю страну нашим сыром накормим!

.

.

.

.

.

.

.

.

Фото: Тимур ШАРИПКУЛОВ