2016-11-28T15:45:58+03:00
Комсомольская правда

Прощай, "халявный"!

"Народный" уехал."Народный" уехал.Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

Теперь ты история

Он плавно затормозил рядом с остановкой – новенький, ярко-желтый, с незнакомыми цифрами на стекле. Я поднялся в салон и протянул деньги бабушке, которая стояла на месте кондуктора. «Мальчик, тут платить не надо!» - подмигнула она. Я попытался понять, что имеет ввиду эта странная женщина, но не смог; тогда решил передать деньги водителю. «Проезд… бесплатный!» - с длинной паузой произнес мужчина, которому я попытался всучить монетки. Он сказал эту фразу с таким удовольствием, будто объявил, что я только что выиграл квартиру в Подмосковье.

Это был один из первых рейсов «Народного маршрута». В тот день мой школьный товарищ оригинальным образом «заработал» себе на чипсы. Встав на место кондуктора, он с самым серьезным видом стал принимать плату от пассажиров, не знакомых с особенностью желтого автобуса. Впрочем, нелегальная схема обогащения быстро раскрылась, и мальчишка поспешил покинуть салон.

Был 2003 год. Мы, школьники, наизусть знали расписание «Народного». Нет, родители не обделяли деньгами большинство из нас. Но каждая поездка на «Народном» создавала приятную иллюзию бизнеса. Будто бы ты не просто сэкономил четыре рубля (кажется, именно столько стоил проезд), а заработал их.

Возможно, что-то похожее чувствовали те пенсионеры, которые по полчаса ждали «пятьдесят пятый эн» на конечной. «За отопление так много пришло… Овощи подорожали… Ну ничего, зато доехать можно бесплатно».

До самых последних дней «Народный» оставался наивным, но очень приятным подарком от властей. Те, кажется, оставались в заложниках кулаковского проекта. Все понимали, что желтый автобус слишком дорого обходится для бюджета, и эти средства можно расходовать с гораздо большей пользой. Но как закрыть «Народный маршрут», не встретив народного недовольства? Как разочаровать людей после стольких обещаний? Увы, пришло время рубить с плеча.

Но все как-то забывают, что социальная миссия проекта была глубже, нежели предоставить бесплатный проезд. Некоторые маршруты проходили там, куда не ступала нога частных перевозчиков. Яркий пример - автобус 30-Н. Для жителей частных домов на Солнечной он был единственной связью с «внешним миром». А что теперь?

Как и погибший трамвай, «Народный маршрут» был красивой «фишкой» нашего города. Жители других регионов рассказывали о нем, как о местной диковинке:

- А вот в Воронеже, кажется, есть бесплатные автобусы.

- В смысле, бесплатные для студентов?

- Для всех.

Прощай, «халявный»! Теперь ты история.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24