Роман Рябцев в Воронеже.
Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
16 ноября в «Балаган-сити» воронежцы ностальгировали под «Странные танцы» культовой группы 90-х «Технология», которая в этом году отмечает 25-летие с момента выхода первого альбома. Тогда, четверть века назад, "Нажми на кнопку" и другие техно-хиты коллектива пели стадионами. Лидер "Технологии" Роман Рябцев и солист группы Владимир Нечитайло, стоявшие у истоков колектива, рассказали "Комсомолке", чем не нравилось время "лихого" шоу-бизнеса 90-х, чем одновременно хороши и плохи песни "Руки вверх!", а также чем доказали, что их хиты - не плагиат.
В 90-Х РАБОТАЛИ НА ИЗНОС И ПОЛУЧАЛИ КОПЕЙКИ
- Не скучаете по тем временам, когда ваша группа собирала стадионы? - спросила "Комсомолка" музыкантов.
- Скучали б, если бы мы тогда еще и зарабатывали что-то! А так – работа на износ, по четыре концерта в день, и получали копейки. Я не желаю себе такого, - признался Рябцев.
- Сейчас у вас максимум четыре концерта в месяц.
- Зато это щадящий режим.
- И чем в свободное время занимаетесь? Новую музыку пишете или по-прежнему аранжируете для других артистов?
- И музыку новую пишу, и записываю - для «Технологии» и сольные для себя. А еще продюсером по вокалу работаю. В своей студии записываю тех, кто очень любит петь. Со звездами неинтересно работать. Им предлагаешь что-то изменить – не получается. В свое время я сделал альбом группе «Кар-мен». С Лемохом, с одной стороны, очень легко было работать, мы каждую песню за два дня делали. С другой стороны, я ему говорил: «Серег, а давай вот так споешь?». А он: «Нет, я пою так!». С этой стороны с неизвестными артистами проще. Сейчас я совсем «докатился» до молодняка: начал работать с 11-летним мальчиком: Коля Коробов - хулиган, но у него есть потенциал, и с ним интересно работать. Если его преподаватели будут дрючить, то из него получится хороший артист.
Группа "Технология" в Воронеже.
Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
- А что вас сейчас цепляет в музыке?
- Говорить о музыке - это все равно что «танцевать» об архитектуре, словами не описать, когда цепляет какие-то струны души…Я еще слушаю музыку с точки зрения качества, аранжировки. К примеру, я ненавижу материал группы «Руки вверх!», с которой очень дружу. Но за композиторскую и аранжировочную часть им большой респект. Жуков - гениальный мелодист, умеет писать хиты пачками, он точно знает, что нужно людям, именно его такой природный профессионализм мне нравится. Мне совершенно не нравится «Крошка моя». Но с точки зрения аранжировки она сделана идеально - не убавить, не прибавить. То самое «розовое дерьмо», которое захавает весь мир. Тот же самый «Гангнамстайл» – собраны все штампы поп-музыки и идеально «сварены» в такой густой корейский коктейль.
- Почему вас раньше постоянно сравнивали с Depeche Mode?
- Вот бесит, как мы офигенно похожи! Ну ритмика везде одинаковая, видов ее – раз-два и обчелся. Я помню, как какой-то кретин написал, что я песню «Память о тебе» содрал. Я в интервью на радио на всю страну объявил, что дам 5 000 рублей тому, кто музыковедчески докажет хоть один плагиат в нашем творчестве. И 5 000 до сих пор при мне.
АЙЗЕНШПИС ДАЖЕ НЕ ЗНАЛ, КАКУЮ МУЗЫКУ МЫ ПИШЕМ
- Недавно по ТВ была программа про дикие деньги 90-х. Там рассказывали про вашего продюсера Айзеншписа интересную историю, как он вас на лимузине увозил с концерта до... угла, а оттуда вы добирались на метро. Были еще проявления такого наигранного пафоса?
- У Айзеншписа были планы нарядить нас в малиновые пиджаки, это барахло. Он считал, что это солидно. А мы посчитали ужасным и отказались, - включился в разговор солист «Технологии» Владимир Нечитайло.
Р.Р.: - Какой он продюсер? Он им никогда не был. Это он придумал называть себя продюсером. Он директор, администратор, менеджер. А продюсер – это тот, кто формирует музыкальный стиль. Кто говорит артисту что петь, что не петь. Выбирает музыкальный материл. Вот это продюсер. А он только забивал концерты. И занимался рекламой. Он нам помог раскрутиться на определенном этапе. А потом только сливки собирал. Да он и пришел к нам на готовенькое – у нас уже альбом был и четыре клипа.
В.Н.: - Элементы продюсерства у него были: он нам снял клип «Странные танцы» - соединил свои деньги с работой режиссеров. Это же продюсерская работа. Сделал плакаты. А музыки он не касался. Он даже не знал, что мы делаем, в смысле что мы пишем.
Роман Рябцев и Владимир Нечитайло в Воронеже.
Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
- А зачем вы с ним стали сотрудничать?
В.Н.: - Логика была простая – Айзеншпис с группой «Кино» объездил всю страну, у него в записной книжке было огромное количество контактов площадок, поэтому можно было продаваться очень хорошо. И когда появилась информация, что погиб Цой, участник нашей группы Леня Величковский, который с Айзеншписом был в кулуарах немного знаком, поехал к нему рассказать о нас. Но Айзеншпис нас не сразу взял: он приходил на концерты, артистов присматривал, сравнивал, кого можно было взять. И он пришел к выводу, что нас надо брать в декабре 1990 года. Когда мы заканчивали последнюю песню первого альбома. То есть альбом был вообще без него записан. Поэтому Роман и говорит, что он не продюсер, потому что никакого касательства к первому альбому он не имел.
Р.Р.: - Что касается его подопечного Влада Сташевского, вот с ним Айзеншпис работал как продюсер, потому что он заказывал ему песни, полностью рулил его имиджем, программой.
СЕЙЧАС ДАЖЕ ШКОЛЬНИК МОЖЕТ ЗАПИСАТЬ ПЕСНЮ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЯВИЛОСЬ МНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ШЛАКА
- Что вам сейчас не нравится в шоу-бизнесе?
Р.Р.: - Жуткая коррупция, невозможно прийти и принести песню на радио, приходится «заносить». Была история с одним очень популярным радио, нам сказали: «Песня хорошая, но звучит дерьмово. Вы должны ее перезаписать на такой-то студии, за такие-то деньги, тогда мы возьмем в эфир». А сейчас ведь современное развитие технологий звукозаписи привело к тому, что даже школьнику не нужно мучиться, чтобы записать песни, как мучились мы, паяя провода, чтобы собрать микшерный пульт. Компьютеры есть у всех, программ по созданию музыки море, бери и делай. Это очень хорошо в плане самореализации людей. Но есть и побочный эффект - появилось столько музыкального мусора, что среди него найти что-то интересное и стоящее очень трудно. Мне часто присылают в соцсетях послушать песни. Я слушаю, когда в этом что-то есть - отвечаю, когда ничего нет - не отвечаю вообще. Ну не скажу же я им: идите лучше на завод! Так много музыкального шлака, что услышать что-то интересное очень трудно. Это надо либо отслушивать гигантское количество материала, либо по рекомендациям слушать музыку. Что я и делаю в последнее время, потому что невозможное количество информации поступает.
- Что бы вы взяли из 90-х в наше время?
- Свободу в целом. И возможность курить в кафе. В Германии одна хозяйка бара придумала гениальный выход, когда запретили курить в общественных местах: она зарегистрировала пивняк как клуб любителей курения, каждый получал членский билет, и все безнаказанно там дымили.