Премия Рунета-2020
Воронеж
+3°
Boom metrics
Общество28 октября 2016 8:19

Воронежец ослеп на один глаз после лечения в частной клинике

Когда клиент подал в суд, выяснилось, что спрашивать не с кого: медучреждение работало незаконно
Сергей Гусев уже семь лет пытается добиться правды.

Сергей Гусев уже семь лет пытается добиться правды.

Фото: Виктория ЛУШИНА

Житель Воронежа решил обратиться в частную клинику, чтобы вылечить катаракту. А в итоге ослеп на правый глаз. Когда пациент попытался добиться возмещения морального вреда, оказалось, что перед ним «никто не виноват»: медучреждение работало без регистрации юридического лица. Мужчина уже семь лет видит лишь наполовину, а уголовного дела до сих пор нет.

Пять операций

В 2009 году Сергею Васильевичу Гусеву (сейчас ему 77 лет) потребовалась операция по замене хрусталика в правом глазу. Мужчина выбрал частную клинику, работавшую на улице Владимира Невского. Решающим фактором оказалось то, что нужно было собирать меньше анализов, а после операции обещали сразу отправить домой. 1 февраля прошла операция, которая стоила 24 тысячи рублей. Интересно, что чека пациенту не выдали. А сам договор оказался у него на руках лишь через месяц.

- Я руковожу производственно-диспетчерским отделом на КБХА. После замены хрусталика проходил профосмотр на работе, и зрение на этом глазу было отличное - 0,9. Это отражено в моей медкарточке, - рассказывает Сергей Васильевич. - Пока я месяц ходил на проверку в клинику, врачи меня агитировали полечить сосуды в этом глазу лазером. Чтобы после операции не надо было закапывать, а зрение и внутриглазное давление были стабильными. Это стоило всего четыре тысячи, и я согласился.

Процедуру лазерной трабекулопластики назначили на 26 апреля 2009 года. Врач провел три включения лазера вверху зрачка и три - внизу. По словам Сергея Васильевича, в это время он видел разноцветные круги - типа детского калейдоскопа. А потом луч направили в зрачок. После этого в глазу возникла резкая боль, потекли слезы.

- Мне заклеили глаз, и я поехал домой. Там выяснил, что он не открывается, как будто мертвый. Пальцами раздвинул веки, а глаз налит кровью. Зрение ноль, - говорит Сергей Гусев. - В клинике мне говорили, что это временно и зрение восстановится. К середине июня глаз уже очистился от крови и воспаления не было, но возможность видеть так и не вернулась. Мне пытались восстановить зрительный нерв, ставили капельницы, но ничего не помогало. Я понял, что зрения мне, видимо, не будет, а вот глаукома - повышенное внутриглазное давление - беспокоила. И я сказал, что буду консультироваться у других врачей. Мне ответили, что еще продолжают лечение.

После этого пациент пережил еще три операции. Врач объявил, что 19 июля в глаз будут вводить препарат кеналог. Он очень ограниченно применяется в офтальмологии, но даже в инструкциях

указывают, что противопоказанием является глаукома (которой как раз и страдал Сергей Гусев). После этого у пациента «загорелась» половина лица, на которой находился больной глаз, поднялось давление. Глаз вновь налился кровью, и Сергей Васильевич попросил сделать коррекцию. Ее провели 1 августа. Но стабилизировать внутриглазное давление это не помогло, 16-го числа прошла еще одна такая операция.

Хождение по мукам

Устав от платной медицины, Сергей Гусев в сентябре обратился в Областную офтальмологическую больницу. Там за неделю ему провели еще две операции по коррекции.

В ноябре он написал заявление в прокуратуру. Оттуда жалоба попала в областной департамент здравоохранения, прошло служебное расследование.

25 декабря пациенту объяснили, что он самостоятельно обратился в частную клинику и добровольно подписал информированное согласие, где говорилось о возможных побочных эффектах (в том числе развитии воспаления и повышении внутриглазного давления). Дальше медики сделали удивительный вывод:

- Выявлены дефекты в оформлении медицинской документации, что затруднило оценку обоснованности выставленного диагноза и назначенного лечения. Состояние правого глаза после операции у Вас было удовлетворительным. Но в апреле 2009 года произошло снижение зрения на оперированный глаз.

Странное совпадение: именно в апреле того года Сергея Гусева лечили лазером - эту процедуру он винит в своей слепоте. Однако медики решили, что оперативное вмешательство в частной клинике «не привело к снижению зрения».

Мужчина написал еще шесть заявлений в прокуратуру и письмо президенту. Однако обращение к главе государства «спустили» на местный уровень. В результате в 2011 году больной опять получил ответ из профильного департамента, что «отсутствие необходимой информации и хронологической последовательности в записях медицинской документации не позволяют адекватно оценить качество проведенного лечения». Парадокс: человек жалуется на потерю зрения, но в частной клинике неправильно заполнили бумаги, и оценить, прав ли он, оказывается невозможно.

Сергей Васильевич решил продолжить «бумажную войну», и в 2012 году материал передали в полицию. Началось хождение по кругу: ему выдавали отказ в возбуждении уголовного дела, Коминтерновская прокуратура отменяла это решение и назначала дополнительную проверку, за этим опять шел отказ. Только в документах, которые Сергей Гусев предоставил редакции, нашлось 12 таких отказов! Они почти одинаковые. Мужчине сообщают, что нет состава преступления. Говорится, что повышение внутриглазного давления могло спровоцировать как лечение в клинике, так и несоблюдение рекомендаций врача или развитие болезни.

- Дознаватель полиции сказал мне, что медучреждение работало незаконно, без регистрации юрлица. На бумагах его в принципе нет, и спрашивать не с кого, - жалуется Сергей Гусев. - В августе 2014 года я подал в Советский райсуд иск о возмещении материального ущерба и морального вреда. Но на заседания из клиники никто не пришел. Судья говорил мне: «Ищите юридического ответчика». На шестом заседании я понял, что это бессмысленно, и отказался от иска.

Не конец

На этом история болезни Сергея Гусева не закончилась. В прошлом году роговица правого глаза стала разлагаться, мужчину мучили ужасные боли. В поликлинике ему сказали, что надо менять роговую оболочку. 22 марта 2016 года Сергей Васильевич удалил глаз. До этого он больше шести месяцев носил контактные линзы для снятия болей: мужчина тянул время, чтобы сохранить глаз и добиться судебно-медицинской экспертизы.

На основании осмотров в Областной офтальмологической больнице пациен-ту заявили, что зрительная функция у него сохранилась. А 20 июля 2015-го все-таки прошла СМЭ. Специалист пришел к выводу, что «ухудшение зрения не находится в причинно-следственной связи с операцией». И это притом что на руках у больного есть справка из Диагностического центра от 2014 года. Там врач написал, что правый глаз Сергея Гусева не видит уже пять лет, а на левом зрение почти 100-процентное.

P.S. На том же месте сегодня работает частная клиника с другим названием. Согласно Единому госреестру, ее зарегистрировали в мае 2012 года. На попытку обиженного пациента запросить из медучреждения документы для экспертизы ему ответили, что той клиники по этому адресу не зарегистрировано и новая не имеет с ней ничего общего.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Без документов доказать что-то сложно

Мы попросили руководителя воронежской «Лиги потребителей» Александру Тищенко рассказать, как человеку действовать в подобной ситуации:

- Нужно написать заявление в департамент здравоохранения по Воронежской области - и на клинику, и на конкретного врача, который проводил операцию. Они должны разобраться, в рамках какого договора действовал медик (был ли он вообще), какие манипуляции проводил с пациентом и имел ли на это право, к каким последствиям это привело, - рассказала она. - В данном случае лучше действовать через правоохранительные органы и писать заявления на врача.

Однако доказать что-то, видимо, будет сложно: договор с больным составлен с множеством нарушений. Если вы обращаетесь в частную клинику, следите, чтобы вам выдали договор и акт выполненных работ. В них должны быть указаны все реквизиты юридического лица.