Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды21 июля 2016 22:00

Мирей Матье: "Я побывала в Эрмитаже еще до того, как зашла в Лувр!"

22 июля исполнилось 70 лет самой популярной в России французской певице [видео]
Мирей Матье на торжественном открытии международного военно-музыкального фестиваля `Спасская башня` на Красной площади.

Мирей Матье на торжественном открытии международного военно-музыкального фестиваля `Спасская башня` на Красной площади.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В наше неспокойное время можно быть уверенным в одной вещи: пока небо не упадет на Землю, как минимум раз в год в Москву будет приезжать Мирей Матье. И петь - на фестивале "Спасская башня" или по какому-нибудь другому случаю. Год назад она отменила концерты в России из-за экономической ситуации - а потом все равно приехала и выступила. Среди песен, конечно, будут и русские - например, "Подмосковные вечера" или "Дорогая моя столица". Первая написана в середине 50-х, вторая - еще до рождения Мирей Матье, больше 70 лет назад. Но ей в самый раз.

Конечно, сейчас Матье трудно назвать сколько-нибудь "актуальной" во Франции певицей. Она, ветеран эстрадного труда, популярна там примерно как у нас Эдита Пьеха: респект, уважение - но пик славы в прошлом. И все же пик этот был очень высок - и ее ошеломительные голос и энергию просто так не забудешь. А уж в консервативной России, где люди привыкли жить прошлым и бесконечно пережевывать воспоминания, она - певица номер один среди всех ныне живущих французских певиц. И тот трепетный надрыв, с которым она миллион лет назад, в 1970-м, пела самую знаменитую свою песню, Pardonne-moi ce caprice d'enfant, в России ценится особо.

Вот несколько фактов из ее жизни.

1. Родители Мирей Матье - скромный авиньонский каменщик, изготовлявший надгробия (и не реализовавший свой потенциал оперного певца) и не менее скромная, почти нищая девушка, переехавшая с самого севера Франции на самый юг. Жили они в большой бедности, лечась от болезней травами, и особенно - любимым в Провансе чесноком, дети употребляли его как панацею, в неимоверных количествах. Оба пережили войну (мать в Дюнкерке попадала под бомбежки, отец, угнанный на работы в Германию, страдал с тех пор от приступов депрессии). Мать много работала, и одно из самых страшных детских воспоминаний Мирей Матье - момент, когда у ее матери из ног полилась кровь (потом оказалось, что у нее на ногах 23 язвы).

Несмотря ни на что, мать прожила очень долгую жизнь, произведя на свет огромное количество детей. Она умерла в марте 2016 года, в возрасте 94 лет. А меньше чем за год до этого еще ездила с Мирей на гастроли и выходила с ней на сцену.

2. Певческая карьера Матье началась с конкурсов в родном Авиньоне; после одного из них ее пригласили в Париж, участвовать в музыкальном телешоу "Игра случая". Там-то, в середине 60-х, Мирей и приметили - в частности, обратив внимание на сходство ее голоса с голосом недавно умершей Эдит Пиаф (ее самой любимой певицы, которую она с ранней юности боготворила). Именно это долго привлекало к Мирей Матье внимание - казалось, что в нее едва ли не вселился дух Пиаф, к ней сразу прилипло прозвище "маленькая Пиаф из Авиньона".

Это и помогало Матье, и мешало. Она, девочка из провинции безо всякого музыкального образования, гениально имитировала великую предшественницу - и одновременно ей казалось, что больше она ни на что не способна. По-настоящему раскрыть и развить свой голос ей удалось позже. К слову, только в первой половине 80-х она начала заниматься у Жанины Рейс, преподавательницы оперного пения, работавшей с Марией Каллас и еще множеством знаменитых исполнителей. До этой встречи Матье - уже одна из самых известных певиц Франции - не знала нот и не была знакома с сольфеджио.

Рейс приняла ее с большой неохотой, но постепенно полюбила. В частности, она говорила ей: «Как хорошо, что вы с 20 лет придерживаетесь правила спать не меньше десяти часов. Без этого вы не сумели бы столько петь — давно потеряли бы голос!»

3. В пору расцвета Мирей Матье объездила весь мир; например, она стала первой иностранной певицей, выступившей в Китае после смерти Мао Цзэ-Дуна. Ее поразило, что в огромном театре, который был "подарком Пекину от Москвы в пору их медового месяца, в 50-е годы", не оказалось ни отдельных гримерок для артистов, ни даже запирающихся туалетов. Принимал ее сын Дэн Сяо-Пина, выброшенный во времена культурной революции хунвэйбинами из окна, и так с тех пор и находившийся в инвалидной коляске. Ее поразило отношение китайцев к птицам, которых очень берегли - потому что большинство во времена культурной революции истребили, считая расхитителями урожая и ненужной роскошью.

Вообще же ей всегда очень везло на внимание представителей власти - особенно консервативно настроенных. Говорят, она была любимицей Брежнева, самого буржуазного и благодушного из руководителей СССР. Владимир Путин однажды пригласил ее на чаепитие с Муаммаром Каддафи (так уж вышло, что все трое в одно время и в одном месте оказались в Москве) - она была очень польщена, хотя Каддафи поначалу и не понял, кто она такая. Николя Саркози вообще с ней практически дружит - она живет в городке Нейи-сюр-Сен, а он там был мэром. Он дал ей звание офицера ордена Почетного легиона, а она пела ему "Марсельезу". (Без сомнения, она - одна из лучших исполнительниц яростного гимна Франции, одного из редких гимнов, где не славят страну, а по-прежнему, через столетия после смерти Руже де Лиля, все еще призывают "напоить нивы грязной кровью врагов" - хорошо же звучит).

4. Россия - особенная любовь Мирей Матье. Впервые она попала сюда в конце 60-х, и ее потрясла русская публика: первая песня была исполнена в полной тишине, но потом раздался гром аплодисментов, и к сцене пошли люди с букетами. "Публика не ломала кресел, не вопила, но впервые в жизни я ощутила себя ее кумиром". Ей страшно понравились русский чай и кефир, который она пила впервые в жизни. Ее поразило в ГУМе обилие продававшихся там значков с Лениным, с революционной символикой, гербами республик и так далее: она покупала их десятками и сразу прикалывала к пиджаку, что поражало спутников ("У тебя же есть брошь Van Cleef, ты ее не носишь!") Эрмитаж в Ленинграде стал первым большим музеем, который она посетила - до того она не была даже в Лувре.

Заодно Матье раскрыла тайну полноты русских женщин. "Мою костюмершу Тамару все называют бабушкой. Это дородная дама, как и многие здешние женщины. Дело в том, что они употребляют очень сытную пищу: едят много картофеля, хлеба и других мучных изделий. А также сладостей. Редко кто из них придерживается диеты".

5. Мирей Матье очень религиозна. В юности, когда у нее почти не было денег, вместо того, чтобы тратить свои копейки на такси, она покупала и ставила в церкви свечки перед статуей святой Риты (она считает ее своей покровительницей). "Бог существует. Я везде нахожу его: в своей душе в часы одиночества, в любом уголке света, куда меня приводят поездки; и не столь важно, где и как именно ему поклоняются: святыня — повсюду святыня. Веру мне никто не внушил, не передал. Я сама нашла, сама обрела ее" - писала она в автобиографии.

В 2012 году она выступила с резким осуждением группы Pussy Riot, сказав, что они пошли на святотатство в церкви, добавив: "как артистка и христианка, я прошу проявить милость к трем этим девушкам". На канале France 2 фразу о милости вырезали, а все остальное оставили, объявив Матье орудием в руках Путина. Был большой скандал, Матье подала на телеканал в суд.