Премия Рунета-2020
Воронеж
+17°
Boom metrics
Спорт19 июля 2016 9:20

Воронежцы изучают боевое искусство чернокожих рабов

"Комсомолка" подготовила мастер-класс по капоэйре [фото, видео]
.

.

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

Бродяги и капоэйристы

Капоэйра – бразильское национальное боевое искусство. Оно включает в себя элементы игры, танцев, акробатики, сопровождается музыкой и пением. Поэтому со стороны может показаться, что занятие это не совсем спортивное. И тем более, не такое уж и сложное. Достоверные сведения о капоэйре датируются 18 веком, но появилась она немного раньше. Придумали ее рабы, которых перевезли из Африки в Бразилию. Чернокожие невольники маскировали тренировки под вечерние танцы.

Было время в истории Южной Америки, когда занятие капоэйрой запрещалось законом. Выдержка из Уголовного кодекса Республики Соединенных Штатов Бразилии. Декрет № 827 от 11 октября 1890 г. Глава XII «О бродягах и капоэйристах»: «Статья 402. Запрещается заниматься на улицах и площадях упражнениями в ловкости и атлетических навыках, известных под названием capoeiragem; ходить группами; носить с собой оружие или предметы, способные нанести телесные повреждения; провоцировать беспорядки и смуту; угрожать людям. Наказание: тюремное заключение сроком от 2 (двух) до 6 (шести) месяцев. Особое положение: принадлежность капоэйриста к группе или банде является отягощающим обстоятельством. Применительно к главарям банд наказание удваивается». Стоит отметить, что опасность и, вправду, была. Капоэйристы стали использовать ножи и лезвия. Если подобный удар достигал противника, то могли быть тяжелые последствия.

В 1930 году капоэйра стала легитимным боевым искусством. В России получила широкое распространение после фильма «Только сильнейшие» в 1994 году.

Лук с тыквой

Сейчас только в нашей стране тысячи людей увлекаются капоэйрой. Люди, занимающиеся этим видом боевых искусств, не только тренируют себя физически, они и изучают традиции этого направления, учат песни, под которые исполняются упражнения, учатся играть на инструментах. Когда капоэйристы собираются вместе, они образуют круг – роду. Все поют песни и играют на инструментах. В круг выходят двое и начинают играть: делать акробатические элементы, удары, прыжки. В данном случае не так важна победа, как сама игра – жога. Скорость и ход действий определяет музыка. Она исполняется на специальных инструментах. Основной – беримбау - похож на лук с тыквой внизу, также играют на атабаке (африканский барабан) и пандейру (бубен).

Трудность в словах?

В Воронеже не так много мест, в которых учат капоэйре. Ведущий преподаватель этого вида спорта – Сергей Попов. Занимается он уже семь лет. Никакой особой истории того, как он оказался в единоборствах, нет. Просто предложили друзья. Потом затянуло.

- С первого взгляда все выглядит очень просто. А после того, как начинаешь делать, в голове куча вопросов: почему не получается движение, как поднять выше ногу и тд., - рассказывает Сергей.

Чаще всего у «начинашек» возникает две проблемы: слишком много непонятных слов (все движения имеют португальские названия) и сильные физические нагрузки (рассчитывали на легкость).

- Заниматься приходит много людей, но немногие остаются в дальнейшем. Потому что мотивы у всех разные. Кто-то хочет похудеть – использует капоэйру как фитнес, кто-то научиться делать сальто, другие сесть на шпагат, но есть и те, кто приходят за настоящей капоэйрой, они то и становятся семьей, - объясняет тренер.

Сергей вместе со своим напарником и коллегой Дмитрием Соколовым показали основные движения и удары в капоэйре.

Мастер-класс

Как и всегда следует начать с разминки. Нужно разогреть все мышцы, так как тело работает полностью. Отводим на это 10-15 минут. Выполнять упражнения нужно в свою силу. Главное – научиться делать базовые элементы правильно. Когда отработается механика движений, мышцы придут в лучшую форму, улучшится растяжка, натренируется скорость и резкость. Заниматься лучше всего босиком.

Основное положение - "джинга".

Основное положение - "джинга".

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

1. В капоэйре нет статичных элементов. Останавливаться нельзя ни в коем случае. Прекращение движения означает, что вы - неопытный. И на вас сразу же нападут. Поэтому все движения начинаются из одного положения и заканчиваются входом в него – «джингу». Любая из ног отставляется вперед на расстоянии шага, сгибается в колене. Вся стопа прижата к полу. Вторая нога сзади слегка согнута, стопа на носке, пятка стремится вверх. Из этой позы мы отводим заднюю ногу вперед, а переднюю переводим назад. Меняем ноги. Таким образом у нас получается движение по двум базовым точкам.

Меняем положение ног.

Меняем положение ног.

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

Движемся по двум точкам.

Движемся по двум точкам.

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

Самый простой круговой удар.

Самый простой круговой удар.

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

2. Самый простой круговой удар – «мейа-луа ди френч». Из «джинги» мы делаем мах задней ногой. Ею мы рисуем полукруг и возвращаемся в исходное положение. При движении нога максимально выправлена в колене, а носок стопы натянут на себя.

Рисуем полукруг.

Рисуем полукруг.

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

Носок стопы тянем на себя.

Носок стопы тянем на себя.

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

Уход от удара - "эшкива"

Уход от удара - "эшкива"

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

3. Очень важно правильно уйти от удара – «эшкива ди фрэнч». Из основного положения «джинги» - нужно наклониться вперед. Плечо опустить на колено, а голову наклонить набок. Нужно прикрыть лицо рукой, но при этом смотреть в лицо противнику. Контролировать его действия.

Бьем пяткой противника.

Бьем пяткой противника.

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

Возвращаемся в "джингу".

Возвращаемся в "джингу".

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

Хлесткий и быстрый удар.

Хлесткий и быстрый удар.

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

5. Прямой удар – «понтейра». Хлесткий удар идет от бедра. Заднюю ногу выносим вперед и сгибаем в колене. Таз также подаем вперед. Затем, разгибая колено, мы направляем основание пальцев – «подушечки» стопы - в подбородок противнику или кончик носа.

Удар "мартелу".

Удар "мартелу".

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

6. «Мартелу» также прямой удар. Делается из основной позиции. Выносим таз и колено вперед, но разворачиваем корпус в сторону таким образом, чтобы бедро и стопа оказалась параллельными полу.

Так выглядит "раштейра"

Так выглядит "раштейра"

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

7. В капоэйре используется много подсечек, например, «раштейра». Передняя нога согнута под 90 градусов. Таз максимально опущен. Стопы напряжены. Подсечка делается в определенную секунду, в момент удара. Раньше или позже – бессмысленно. В этот короткий промежуток времени вам нужно вытянуться всем корпусом, и задней ногой сдвинуть опорную ногу противника.

Сокращаем дистанцию.

Сокращаем дистанцию.

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

8. «Банда ди кошта» - бросок противника во время удара. Необходимо сократить дистанцию и пяткой подбить опорную ногу оппонента. Когда он потеряет равновесие, нужно помочь себе руками: перебросить его.

Помогаем себе: перебрасываем противника.

Помогаем себе: перебрасываем противника.

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

Игра становится интереснее и разнообразней.

Игра становится интереснее и разнообразней.

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА

Чтобы жога не состояла из одних ударов и бросков, капоэйристы используют акробатику. Она служит украшением игры.

Дмитрий делает стойку на голове.

Дмитрий делает стойку на голове.

Фото: Анна ГРЕБЕНКИНА