Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество26 мая 2016 13:30

Между родителями и их детьми - стена: почему отчаявшиеся подростки кончают жизнь самоубийством

Известный психиатр Андрей Шмилович - о том, могут ли соцсети стать спусковым крючком для суицида
Любой суицид - событие многофакторное. В его основе лежит психопатологическая почва

Любой суицид - событие многофакторное. В его основе лежит психопатологическая почва

Фото: Михаил ФРОЛОВ

История с суицидальными группами в социальных сетях гремит по стране. Родители нервничают. Дети шифруются в интернете. Следственный комитет уже завел уголовное дело на нескольких администраторов таких пабликов за доведение до самоубийства (статья 110 УК РФ). По этому поводу кто только не высказался: депутаты, политологи, специалисты по безопасности в интернете, блогеры, журналисты. Единственные, кто до сего момента отмалчивался, - психиатры. Те самые специалисты, которые работают с подростками, совершившими попытки самоубийства.

Я попросила известного столичного психиатра, доктора медицинских наук, зав-кафедрой Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова Андрея Шмиловича объяснить с профессиональной точки зрения, в чем сегодня проблема?

Психиатр Андрей Шмилович.

Психиатр Андрей Шмилович.

ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК НА ЭТО НЕ ПОЙДЕТ

- Можно ли говорить о том, что сейчас пошла волна суицидов? Или количество жертв всегда примерно одинаковое, просто мы о них не знаем?

- Ситуация волнообразная. Еще лет пять назад мы все говорили, что она в рамках статистической нормы. Но сейчас да, очередной всплеск. Кроме того, существуют так называемые эндемичные зоны - в определенных регионах уровень подростковых суицидов в два, а то и в четыре раза выше, чем в других. Есть точка зрения, что чем севернее широта, тем выше суицидальный риск. Это связано со многими социальными и экологическими факторами.

- Могут ли соцсети стать спусковым крючком для суицида?

- В психиатрии нельзя рассуждать стандартами. Не бывает двух одинаковых людей, а тем более болезней. У каждой беды свои лицо, мотив, предвестники. Суицидальные намерения часто не реализуются - пациентам не хватает последней жирной точки в их фатальных размышлениях, во внутренней борьбе мотивов. Последней каплей, или спусковым крючком, может стать что угодно, в том числе и соцсети.

Любой суицид - событие многофакторное. В его основе лежит психопатологическая почва (в том числе генетика), но есть и множество социальных факторов - это и интернет, и СМИ, и религиозные секты. Важно и семейное окружение: конфликты, наркологические эксцессы, психологические травмы, насилие и многое другое. В любом случае человек, совершающий суицид, нездоров и нуждается в психиатрической и психологической помощи.

Если говорить только об интернете и соцсетях, то здесь тоже нельзя мыслить шаблонными и универсальными суждениями, однозначно обличающими или, наоборот, поощряющими «суицидальные сообщества». Все может быть по-разному. В каких-то случаях администраторам этих сайтов и создателям «суицидальных» групп соцсетей тоже нужна психиатрическая помощь. Потребность обнажить свои переживания на публике может быть симптомом расстройства психики.

- То есть здорового человека сами по себе соцсети довести до самоубийства не могут?

- Конечно! Человека со здоровой психикой вообще ничто не может довести до суицида. У него здоровые инстинкты, в том числе инстинкт самосохранения. Что бы ни говорил такой человек в особом состоянии психики - что ему не хочется жить и так далее - это все слова. И когда ему предоставляется возможность покончить с собой, он от нее отказывается.

- Особые состояния психики - это какие?

- Например, состояние атипичного алкогольного или наркотического опьянения, медитативного транса, тяжелого и внезапного стресса и др. В этих состояниях возможны внезапные суицидальные мысли, потеря мотивации к жизни на непродолжительный срок. Но здоровая психика все равно через некоторое время побеждает эти эмоции и находит жизнетворные ресурсы.

ЗАПОЗДАЛЫЙ ДИАГНОЗ

- Почему подростки вообще решают покончить с собой?

- Факторы суицидального риска хорошо изучены и описаны. Это прежде всего депрессия. Мое мнение, что запоздалая диагностика депрессии в России - это одна из причин большого количества суицидов. У нас в стране диагноз «депрессия» более чем в 80 процентах случаев ставится с опозданием в пять лет! Я сталкивался и с гораздо более продолжительными случаями, когда человек мучается, мечется по врачам, и даже в случае повторных суицидальных попыток он не попадает к специалистам.

Подростки в результате массивных и радикальных психофизиологических преобразований в организме могут оказаться в зоне высокого риска. На этот возраст приходится статистический всплеск уровня суицидов.

- А что конкретно происходит? Почему подростки так уязвимы - наравне с людьми с расстройствами психики?

- Человек в этом возрасте еще не сформировал эффективные защитные психологические механизмы. У него словно нет кожи, он очень уязвим даже к самым незначительным негативным событиям жизни. Из-за этого поступки часто бывают неосознанными и импульсивными. Если в подростковом коллективе возникла конфликтная ситуация, в которой неформальный лидер класса выбирает суицид, то почти наверняка за ним пойдут и его внушаемые почитатели. В таких случаях нередко и происходят те самые групповые суициды, которые иногда всплывают в СМИ.

- Как-то еще это может выражаться?

- Суицидальное поведение далеко не всегда проявляется прямой угрозой собственной жизни. Иногда мы видим так называемое косвенное суицидальное поведение. Стремление к риску, которое сегодня так распространено у молодежи - увлечение зацепингом (езда на крышах и на сцепке между вагонами метро и электричек. - Авт.), экстремальными видами спорта, затяжными прыжками, - является скрытой формой аутоагрессии. Таким подросткам помощь нужна в десятки раз больше, чем взрослым людям.

Заставка со странички Лизы в соцсети.

Заставка со странички Лизы в соцсети.

ПРОЧИТАНО В ФБ: ОТВЕТ ПОДРОСТКА

Вы исчезли из нашей жизни с нежностью, а теперь хотите вернуться с контролем?

ОТ РЕДАКЦИИ: Трудно поверить, что этот текст написала старшеклассница. Но это так, судя по ее страничке в Фейсбуке. Нам показалось, что его обязательно должны прочитать родители, которые, может быть, никогда не заходят в социальные сети (а зря). Дети сами могут подсказать правильное решение.

Елизавета СКУЛЬСКАЯ

Нашумевшая дискуссия сподвигла и меня написать ответ - от лица подростка. Взрослые журналисты пишут с точки зрения родителей. Они обращают в первую очередь внимание на символы групп в соцсетях - эти странные киты, выбрасывающиеся на берег, эмо-музыка, аниме, бабочки и единороги.

Смотрите на то, как все это работает. Например, аниме. Там показан недостижимый мир выдуманной Японии, которая пленяет красотой подростка. Не пропустите момент, когда ваш ребенок, насмотревшись аниме, начнет пытаться похудеть. Если вы видите, что косплеи аниме (переодевание в костюмы персонажей. - Ред.) для вашего ребенка очень соблазнительны, лучше дайте ему денег на эти костюмы.

Киты выбраны не случайно - как животные, которые совершают самоубийство, выбрасываясь на берег. Концепт китов часто появлялся в культовых песнях (в «Дыхании» у «Наутилус Помпилиус», например).

Единороги - возможно, из-за протыкания рогом.

Об истории концепта бабочек известно меньше. Существует так называемый The Butterfly Project, призывающий рисовать бабочек на запястьях на место сэлфхарма. Сэлфхарм - это когда ваш ребенок режет свое тело. Это необязательно разрезанные вены. Я знаю людей, которые тушат о себя сигареты. Не всегда сэлфхарм - символ суицидального поведения. Иногда это болезнь, иногда это подражание, плагиат.

Что делать родителям? Самое главное - не бросаться в крайности. Берите нас за руку, не пропадайте из нашей жизни.Если накричать, то подросток почувствует себя еще более одиноким, если вести себя как бы спокойно - то огорчится из-за того, что вы равнодушны к нему. Мы - это не дети и не взрослые, поэтому с нами так сложно.

Контроль нас оскорбляет, заставляет видеть рамки, в которые нас загоняют. Когда вы исчезли из нашей жизни с нежностью, почему вы хотите вернуться в нее с контролем?

Возникает резонный вопрос: «А что делать?». Не доводить до этого, что уже довольно просто. Не позволять попасть в то общество, которое доведет. Дружить. Выслушивать нас.

А если уже? Тогда опять же - радовать приятными мелочами, идти на небольшие уступки, открываться и слушать, слушать, слушать. Научитесь быть на одном уровне с нами.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

"Ничто не предвещало беды"

- Эту фразу часто говорят родители ребят, которые покончили с собой. Так правда бывает? Или это уже у родителей включаются какие-то психологические защиты?

- В 99 процентах случаев подростковый суицид происходит на глазах у родителей. Если они после несчастного случая говорят, что ничто не предвещало беды, значит, они действительно эту беду не видели. Можно только представить, какая огромная, колоссальная стена стояла между ними и их детьми.

Родительское внимание может быть разным, и оно не должно измеряться количественно. Не так важно, сколько времени мы проводим со своими детьми-подростками, как часто мы водим их в кино, в магазины или на футбол. Гораздо важнее душевное единство, которое возможно только в случае высочайшей терпимости к тому, что происходит с ребенком. К сожалению, родители далеко не всегда замечают, насколько они нетерпимы и безоговорочно критичны к своим детям, их увлечениям и интересам. Они часто не хотят слушать то, что им кажется незначимым. А в этом незначимом нередко и находится та ниточка, которую юные обладатели колючих характеров бросают нам в надежде на ответную искреннюю заинтересованность их проблемами.

- Администраторы некоторых групп в соцсетях говорили, что они пытались помочь детям, оказать им психологическую поддержку в этой ситуации.

- К сожалению, общение в таких группах чревато серьезными ошибками. Участники этих сообществ, включая администраторов, непрофессионалы и зачастую сами нездоровы. Искренне пытаясь помочь суицидально настроенным подросткам, они совершают грубые психотерапевтические ошибки, которые приводят к фатальным последствиям.

Я категорический противник набирающего силу интернет-консультирования, потому что по-настоящему человеку можно помочь только при личной встрече. Да, в социальных сетях, в чатах, на форумах порой формируются неплохие группы взаимоподдержки, которые на первых порах действительно помогают. Однако в последующем это все равно может заканчиваться обратным результатом.

Часто ко мне приходят пациенты, которые рассказывают о таких страницах в соцсетях, и далеко не всегда они посвящены суицидам. Например, это группы о пищевом поведении, анорексические группы. У меня была пациентка-восьмиклассница, которая начала стремительно худеть, попав в такую анорексическую группу. Это наша социальная реальность, от нее никуда не деться. Но есть еще и клиническая реальность, которую мы должны менять -изнутри, внутри каждого из этих людей, которые потенциально могут совершить самоубийство.