Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды24 мая 2016 22:00

Лучшие фильмы Каннского фестиваля-2016

Самые запоминающиеся картины, по мнению обозревателя «Комсомолки» Стаса Тыркина
«Светская жизнь».

«Светская жизнь».

Фото: кадр из фильма

Главный приз Канн - «Золотую пальмовую ветвь» - заслужила британская драма «Я, Дэниэл Блейк». Гран-при получила картина канадского режиссера Ксавье Долана «Это всего лишь конец света». «Комсомолка» выбрала свою пятерку лучших фильмов фестиваля.

«Светская жизнь» (США)

Режиссер: Вуди Аллен.

Новый фильм Аллена, как и недавние «Полночь в Париже» и «Магия лунного света», - ретрокомедия, чье действие разворачивается в богемных кругах. На сей раз - голливудских образца 1930-х годов. Что, конечно, дает повод для разнообразных прелестных отсылок к истории американского кино и шуток для посвященных. Сюжет практически водевильный. В Лос-Анджелес к дяде, важному голливудскому агенту (Стив Каррел), приезжает из Нью-Йорка воспитанный в лучших еврейских традициях скромный нью-йоркский племянник. Который сразу же влюбляется в его секретаршу, не подозревая о том, что у женатого дядюшки бурный роман с ней. Положительный юноша, понятное дело, узнает об этом последним, его сердце будет разбито, но он обретет себя, вернувшись в Нью-Йорк, где вместе с братом-гангстером откроет модное кафе (оригинальное название картины - CafeSociety), куда однажды явится с мужем его экс-зазноба, и былые чувства нахлынут вновь. Аллен никогда не тасует одну и ту же заезженную колоду артистов, понимая, что видимость хоть какой-то новизны его кино могут придать только свежие лица. Вот и Скарлетт Йоханссон стала для Вуди слишком стара. В новой картине на ее место заступила звезда «Сумерек» Кристен Стюарт, а ее партнером стал главный герой «Социальной сети» Джесси Айзенберг - один из немногих артистов, кому удалось создать не еще одну реинкарнацию Вуди Аллена, а вполне себе полноценный и самостоятельный образ невротического молодого еврея, разрываемого любовными противоречиями.

«Я, Дэниэл Блейк» (Великобритания)

Режиссер: Кен Лоуч.

Золотая пальмовая ветвь

Лауреат каннской «Золотой пальмовой ветви», старый английский мастер Лоуч продолжает снимать кино про людей. Так, что они становятся близкими. Так, что их незапоминающиеся лица потом не забудешь. Все его фильмы - про труд и людей труда, про их солидарность, достоинство и взаимопомощь. Главный герой новой картины - простой трудяга, чье имя вынесено в название, ему под 60, он пережил инфаркт и впервые в жизни попросил помощи у государства. А оно заставило его ходить на курсы составления резюме и заполнять десятки анкет в интернете, который он увидел впервые в жизни. Теряющий на глазах все, что составляло его жизнь, умудрившийся не заработать себе на пенсию работяга тем не менее находит в себе силы помогать той, кому, по его мнению, еще хуже. Молодой матери двоих детей, падающей в обморок от недоедания в пункте благотворительной выдачи продуктов. В пересказе от этого сюжета веет сентиментальностью и соцреализмом, но в картине Лоуча нет ни одной нотки фальши, а все персонажи, от первого до последнего, выглядят не актерами, а абсолютно живыми людьми. Поэтому неудивительно, что циничный каннский зал рыдал в голос на этой простой истории.

«Джульетта» (Испания)

Режиссер: Педро Альмодовар.

Еще одна стильная, но тяжеловесная мелодрама испанского классика - разумеется, с сильным женским характером в центре. «Джульетта» (то бишь по-испански «Хульета») - первая в карьере Альмодовара экранизация, в основу легли рассказы нобелевской лауреатки Элис Манро. Если не знать, что режиссер - классик постмодернизма, то «Хульету» легко принять за латинскую теленовеллу. Указанная героиня обладает редким даром навлекать роковые несчастья на других, по поводу чего сильно переживает. Допустим, выберет в компаньоны в поезде не занудного пожилого, а веселого молодого кавалера (кто бы на ее месте поступил иначе?), старичок бросится под поезд, а Хульета потом страдай. С мужем тоже беда. Потом с дочерью. Но при всей зашкаливающей «мыльности» «Хульеты» не заметить тотального влияния на ее автора фильмов Альфреда Хичкока тоже никак нельзя: картина выполнена в элегантном классическом стиле и хитроумно сконструирована по детективному принципу, хотя убийца и преступления в ней отсутствуют, зато налицо цепь роковых случайностей и умело подогреваемое автором зрительское желание разгадать загадку полжизни мучающейся от невысказанной вины героини. Блондинки, само собой.

«Патерсон» (США)

Режиссер: Джим Джармуш.

Вероятно, лучший фильм каннской программы этого года - медитация на тему прорастания поэзии из тривиальнейших проявлений жизни. Как Чарльз Буковский служил на почте, так поэт по фамилии Патерсон (Адам Драйвер) служит водителем автобуса в провинциальном городке Патерсон, штат Нью-Джерси. Подслушивая разговоры пассажиров, подсматривая сценки в баре, куда он заходит каждый вечер, смиренно вынося каждый день все более и более приторные глупости жены Лауры (как еще могут звать музу поэта, даром что она печет маффины и мечтает стать звездой стиля кантри?), он выражает себя в поэтических образах, прорастающих из того бытового сора, о котором писала Ахматова. При этом поэтом Патерсон себя не считает и о сохранности своих стихов не заботится. Потеря всего написанного означает слом, кризис, но в то же время и новые горизонты, перед которыми Джармуш, снявший очень простой, светлый, грустный и поэтичный фильм, благородно оставляет своего героя, себя и нас.

«Большой и добрый великан» (США)

Режиссер: Стивен Спилберг.

Спилберг впервые сотрудничает со студией Дисней, экранизируя одноименную сказку писателя Рональда Даля - того самого, кто сочинил «Чарли и шоколадную фабрику». И впервые за долгие годы снимает откровенно детский фильм - про девочку, похищенную великаном-вегетарианцем, унесенной в великанью страну, но там не растерявшейся и сумевшей стать своему похитителю не только другом, но и защитником: помочь справиться с другими великанами - теми, кто, прости господи, ест детей. Роль великана в фильме, виртуозно совместившем реальных актеров и нарисованных на компьютере сказочных персонажей, исполнил англичанин Марк Райленс, только что отхвативший «Оскар» за предыдущий фильм Спилберга «Шпионский мост».

Интервью с самым богатым и знаменитым режиссером мира читайте в ближайших номерах еженедельника «КП».

А ЧТО РЕШИЛО ЖЮРИ

Это и впрямь «Всего лишь конец света»

Если называть вещи своими именами, в этом году на фестивале победили главным образом освистанные и разруганные в пух и прах фильмы. Так, например, приз за режиссуру удостоился смехотворно-несуразный хоррор Оливье Ассаяса «Персональный покупатель», в котором героиня Кристен Стюарт полфильма перекидывается СМС с призраком ее умершего брата...

Гран-при достался наивной и претенциозной картине «Это всего лишь конец света» канадского экс-вундеркинда Ксавье Долана, ставшей одним из самых больших разочарований фестиваля. Своими хмурыми размышлизмами о Жизни, Смерти и Семье Долан вписался в общую «гуманистическую» тенденцию, поддержанную жюри в этом году.

А оно выбрало фильмы, продолжающие в разных формах взывать к сочувствию «маленькому человеку», погружать в его рутинные хлопоты, оборачивающиеся, по мнению авторов, трудноразрешимыми экзистенциальными проблемами.

На фоне исключительных актерских работ Сони Браги («Водолей»), Изабель Юппер («Она»), Сандры Хеллер («Тони Эрдманн») жюри решило отдать приз за лучшую женскую роль безвестной филиппинке Жаклин Жозе, сыгравшей маму Розу в одноименном фильме Брильянте Мендозы. Семейство мамы Розы торговало в ларьке не только чипсами, но и наркотой, пока их всех не повязали продажные филиппинские полицейские. Чтобы собрать для них взятку, маме Розе прошлось пройти несколько кругов ада - как, впрочем, и всем зрителям этой вещи, художественности в которой немногим больше, чем в криминальных репортажах.

Приз за лучшую женскую роль получила безвестная филиппинка Жаклин Жозе.

Приз за лучшую женскую роль получила безвестная филиппинка Жаклин Жозе.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

КОНКРЕТНО

Кто еще в призерах?

Румынский режиссер Кристиан Мунджиу - за фильм «Бакалвриат».

Британский режиссер Андреа Арнольд - за картину «Американский мед».

Режиссер из Франции Худа Беньямина получила за фильм «Божественные» приз «Золотая камера».

«Почетная пальмовая ветвь» досталась прославленному французскому актеру Жан-Пьеру Лео.