Премия Рунета-2020
Воронеж
+3°
Boom metrics
Происшествия18 марта 2016 13:13

Осужденный за взятку Александр Трубников: "Я ценой собственного здоровья пытался добиться правды"

На заседании мужчина до последнего доказывал, что он невиновен, но суд решил по-другому

Фото: Виктория ЛУШИНА

- Когда я девять месяцев сидел в следственном изоляторе "Матросская тишина" в Москве, я был там в спецблоке. Все допросы со мной велись по одной схеме: "Александр Васильевич, признай свою вину". В обмен на это следователь обещал выпустить меня на свободу. Но я не согласился. Потом я заболел, мне поставили диагноз - рак прямой кишки. От меня по-прежнему требовали признания в обмен на свободу, я не соглашался. Получается, что я ценой собственного здоровья пытался добиться правды, - так начал свое последнее слово на заседании в Облсуде 18 марта бывший главный дорожник региона Александр Трубников.

Еще 29 октября 2015 года Ленинский райсуд вынес свой приговор: он посчитал экс-чиновника виновным во взятках в крупном и особо крупном размере (ч.5 и ч.6 ст.290 УК РФ). Мужчину на 7,5 лет отправили в колонию строгого режима и назначили штраф в 150 миллионов рублей. Однако Трубников попытался добиться оправдания в следующей инстанции.

Дело бывшего главного дорожника области сложное и запутанное, с множеством деталей. Если вкратце: в 2011 году было создано ОАО "Центр дорожного строительства "Дорога" (ЦДС "Дорога"). Совет директоров возглавил Трубников. Организация производила битум, асфальтобетонные смеси и щебень. Но выполнять сама работы не могла и привлекала субподрядчиков. Одним из основным был "Воронежавтодор".

По версии следствия, в апреле 2013 года Трубников обратился к коммерческому директору этой компании Борису Смирнову и приказал отдавать 5% денег, полученных по госконтрактам. В обмен на это чиновник должен был оказывать общее "покровительство": помогать в приеме работ, их оплате, а также содействовать заключению последующих контрактов. В результате представитель "Воронежавтодора" отдал Трубникову 2 миллиона 650 тысяч рублей тремя траншами: 14 мая 2013 года ему передали миллион рублей, 16 мая - еще 400 тысяч, а 29-го - последнюю часть взятки (во время получения нее мужчину взяли силовики). Это стало первым эпизодом обвинения.

Во втором случае Трубников попросил Смирнова о новой услуге: помочь проложить траншею на объекте в Новохоперском районе, для этого требовался траншеекопатель. Сотрудник "Воронежавтодора" нашел его у знакомой фирмы и оплатил работу. Правда, трудился траншеекопатель для ПМК "Хлевенское", которое по стечению обстоятельств возглавлял зять Трубникова Андрей Шилов. Технику переводили с объекта на объект. В результате Смирнов отдал за ее работу 833 тысячи рублей. Потом надо было раскошелиться и отдать 300 тысяч за работу экскаватора, но эти средства не успели перевести на счета фирмы в связи с задержанием чиновника.

Во время судебныех заседаний дело вызвало бурные споры. Трубников до последнего отрицал свою вину и уверял в неподкупности.

Фото с заседания Ленинского райсуда

Фото с заседания Ленинского райсуда

Фото: Виктория ЛУШИНА

Независимая организация

Адвокат бывшего чиновника Антон Соколенко заявил, что "ЦДС "Дорога" была неподконтрольна Трубникову. По его словам, мужчина по своим должностным полномочиям никак не мог содействовать заключению последующих контрактов. А закрепление конкретных участков дорог за субподрядчиками произошло до того, как Трубников занял пост.

- Следователи говорят, что я якобы совершал действия в пользу "Воронежавтодора", где Смирнов был коммерческим директором. Но как могло произойти, что гендериктор этой органзиации даже не знал о том, что Смирнов передавал мне взятки? Он прямо сказал на суде, что прочитал об этом в СМИ, - эмоционально добавил Трубников.

С этим не согласился прокурор отдела гособвинителей Воронежской областной прокуратуры Денис Гриценко. Он рассказал, как строились отношения между Управлением дорог области и "ЦДС "Дорога". В Управлении был заключен договор подряда с "ЦДС "Дорога". А уже затем организация заключала договоры субподряда с остальными фирмами (в том числе, "Воронежавтодором"). Позже Трубников подписал приказ, где распределил обязанности по приемке работ между своими сотрудниками и работниками ООО (неподконтрольной ему) по районам. На место действительно выезжали представители "Дороги", инспектировали работы, составляли первичный акт, но подписывали его в Управлении.

- Сотрудники, которые были допрошены в судебном заседании (должностные лица Управления, работники ООО и субпорядных организаций) говорили, что все вопросы решались Трубниковым. Независимо от того, кто к какой организации относился, они все чувствовали себя подчиненными, - добавил Денис Гриценко. - В деле есть огромное количество аудиозаписей общения чиновника с разными людьми. За 8 часов прослушивания я услышал только один разговор, где человек не согласился с мнением Трубникова: руководитель субподрядной организации заспорил о качестве битума. После этого последовал длинный монолог Трубникова, заканчивавшийся фразой "Я... (подберу цензурный вариант) выкину тебя из области". Никто не перечил Трубникову, это была выстроенная система подчинения. Именно от него зависело, получит деньги субподрядная организация или нет.

Нашлось объяснение и неосведомленности гендиректора "Воронежавтодора": на судебных допросах выяснилось, что мужчина страдает "пагубной зависимостью", поэтому многие дела за него вел коммерческий директор.

Долг платежом красен

Александр Васильевич настаивал, что все обвинение строилось на видеозаписи оперативной съемки, на которой Смирнов передавал ему деньги. Трубников выдвинул свою версию: мол, это 22 миллиона долга. Когда организация Смирнова попала в сложную ситуацию, Трубников предложил поддержать ее и купить битум в конце сезона, а потом, когда цена на материал подскочит, использовать его и пустить на продажу. Чиновник даже сам вложил в это предприятие 3,8 миллиона рублей, подключились к этому и его родственники. Возникает логичный вопрос, почему же тогда долг возвращался как 5% от контрактов "Воронежавтодора"? Трубников на это заявил, что просто основной доход Смирнов получал именно от этой организации и сам предложил такую схему платежей.

- Ваша честь, вы слышали аудиозапись, где Смирнов давит на меня, чтобы произвести некачественный асфальтобетон. Я на это реагирую нецензурными словами. Там понятно, что он хотел продавить через меня выпуск некачественного материала, но я на это не пошел, - воскликнул Трубников.

- Во-первых, сам Смирнов категорически отрицает долг. А во-вторых, друзья и родные Трубникова говорят, что давали ему деньги на реализацию битума, но ни о каком Смирнове не слышали. А расписки, по которым знакомые давали чиновнику средства, загадочным образом пропали при обыске, - парировал гособвинитель. - Показания Трубникова в этой части противоречивы: он говорит, что жестко реагировал на попытки Смирнова продать некачественный битум. Но где же логика, если сам Трубников и его друзья вложили туда свои деньги?

Фото: Виктория ЛУШИНА

Были ли траншеекопатель?

Отрицает Трубников и предъявленный ему эпизод с работой траншеекопателя в интересах ПМК "Хлевенское".

- В этой части обвинение вообще абсурдно! - сказал чиновник. - Никакого фактического подтвеждения, что эти работы выполнялись, нет. Кроме того, такая техника копает только в узких местах, а по материалам дела она прошла около 15 километров. Извините за мои эмоции, просто обидно становится. Ладно, когда уж виноват, все можно стерпеть, а так...

Однако в материалах дела нашелся ответ и на это возражение: есть тетрадь, которую вел водитель траншеекопателя бара. На допросах в суде факты работ подтверждали и он, и владелец бары. По словам прокурора, соответствующие документы действительно не оформлялись, но это объяснимо: их делают для оплаты работы, а за все платил Смирнов в интересах ПМК "Хлевенское".

- В аудио разговора Трубникова со Смирновым звучит фраза: "Ребята вы неплохие, условия выполняете...". А дальше идет жесткая критика состояних их участка дорог. Так какие же условия ребята выполняли, если единственное условие их деятельности - содержание дорог в надлежащем виде? Здесь речь однозначно шла об отчислениях в виде взяток, - сделал вывод Денис Гриценко.

Несмотря на все аргументы Трубникова, суд встал на позицию гособвинения и оставил приговор без изменений - 7,5 лет колонии строгого режима и 150 миллионов штрафа. Примечательно, что арест 134 миллионов, которые нашли в доме Трубниковых в Липецкой области, остался в силе. Этот пункт просто исключили из приговора. Куда пойдут средства, будут решать в порядке исполнения приговора. Жена Трубникова Надежда также не получила половину суммы (67 миллионов рублей), на которую она претендовала как на "совместно нажитое имущество". Суд отказал удовлетворить ее жалобу.

В результате бывшего главного дорожника области арестовали прямо в зале суда и отправили в СИЗО №3. Его адвокат Антон Соколенко пообещал обжаловать приговор:

- Состояние здоровья Александра Васильевича действительно очень тяжелое. Его заболевание входит в перечень болезней, препятствующих содержанию под стражей. Список утвержден постановлением Правительства РФ. Мы пройдем медицинское освидетельствование и будем обращаться дальше в суд, - добавил он.