Премия Рунета-2020
Белгород
+9°
Boom metrics
Общество20 ноября 2015 12:46

Как акция протеста белгородских дальнобойщиков превратилась в молчаливую забастовку

Водители обещали стоять до победного, но к вечеру разъехались по домам [видео]

Фото: Евгения ГРЕБЕНИК

В четверг, 19 ноября, белгородские дальнобойщики вновь присоединились к всероссийской забастовке. На этот раз акция протеста оказалась еще более масштабной.

На выезде из Белгорода выстроился целый коридор из фур. Автомобили встали вдоль дороги – по обочинам. По предварительным подсчетам, всего там было около 200 большегрузов и 500 с лишним человек.

Напомним, грузоперевозчики протестуют против введения платы за проезд по федеральным трассам. Специальная система под названием «Платон» должна была заработать уже 15 ноября. Владельцев многотонных фур обязали возмещать причиненный дорогам вред. До 29 февраля 2016 года тариф установлен на уровне 1,53 рубля за каждый километр пробега. А с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года - 3,06.

На дороге Белгород-Короча образовался целый коридор из фур.

На дороге Белгород-Короча образовался целый коридор из фур.

Фото: Кристина САЛГАЛОВА

ДАЛЬНОБОЙЩИКИ: «НАС ЗАСТАВЛЯЮТ ПЛАТИТЬ ЗА ДОРОГИ, КОТОРЫХ НЕТ»

Водители большегрузов жалуются, что работать им стало совсем невыгодно. А с новой системой они, вообще, уйдут «в минус». Сегодня деньги за перевозку дальнобойщики получают те же, что и восемь лет назад.

- За это время поднялся доллар в два раза. Запчасти подорожали, цены на солярку выросли. А еще налоги, акцизы… Уже последнее из карманов выворачивают. Мы промолчали, когда платные участки ввели. Но этот налог нам платить не с чего! – возмущается дальнобойщик Александр Савченко.

Александр Савченко жалуется, что работать становится невыгодно.

Александр Савченко жалуется, что работать становится невыгодно.

Фото: Евгения ГРЕБЕНИК

По словам водителя о новом законе, который приняли еще в 2011 году, он услышал только недавно.

- Нам некогда в интернете лазить. А законов много у нас обсуждается. Откуда мы знаем, какой из них приняли, - рассуждает перевозчик.

Водители не только отказываются платить по новому закону, но и заявляют, что не разобрались в самой системе. По их словам, она излишне сложная и работает с перебоями.

Водители жалуются на сбои в системе и дороговизну.

Водители жалуются на сбои в системе и дороговизну.

Фото: Кристина САЛГАЛОВА

- Мои автомобили не выходили в рейс четыре дня. Я не мог составить маршрутную карту в интернете. 16 ноября их сайт, вообще, не работал. Говорят, мол, хакеры взломали. Живу в Чернянке. Чтобы взять в «Платоне» эту карту, мне нужно ехать до Белгорода, а это 110 километров, - рассказал водитель Сергей Иванов. – И почему мы должны платить какой-то коммерческой фирме за то, что ездим по государственным дорогам?

Из толпы последовали ироничные высказывания на тему одной из главных бед России:

- А за что платить? Дорог нет. Ямы одни!

Сергей Семенихин: "Пусть сначала дороги построят, а потом деньги берут".

Сергей Семенихин: "Пусть сначала дороги построят, а потом деньги берут".

Фото: Кристина САЛГАЛОВА

- Пусть сначала этот «Платон» создаст инфраструктуру. Пускай проложат дороги за свой счет, а потом собирают деньги за проезд по ним. Тогда и разговор будет другой. А то выезжаешь из Белгородской области, а там такие трассы, что словами не передать, - заметил Сергей Семенихин.

«МЫ СОБРАЛИСЬ НЕ ДОРОГУ ПЕРЕКРЫВАТЬ, А ЧТОБЫ НАС УСЛЫШАЛИ»

Как рассказали нам дальнобойщики, в идеале, они хотели бы полной отмены оплаты за проезд по федеральным трассам. Однако некоторые говорят, что согласны и на небольшие уступки со стороны властей.

Грузовики выстроились вдоль дороги.

Грузовики выстроились вдоль дороги.

Фото: Евгения ГРЕБЕНИК

- Пусть хотя бы на три года введут мораторий на «Платон». В это время систему надо протестировать, - считает Сергей Иванов.

С ним многие согласны. Тем более, далеко не все, как оказалось, научились пользоваться новым сервисом.

Забастовка не привела к пробкам. Движение регулировали инспекторы ДПС.

Забастовка не привела к пробкам. Движение регулировали инспекторы ДПС.

Фото: Кристина САЛГАЛОВА

- Где платить, как платить… Мы в полном неведении, - вздохнул дальнобойщик Евгений Семенченко.

Водители объяснили, что налогов у них и без «Платона» хватало. По их подсчетам, в год они платят около 160 тысяч рублей. А еще плюс стоянки, питание, ремонт и другие расходы.

- Мы собрались здесь не дорогу перекрывать, а чтобы нас услышали, - заявил Александр Мерзликин. – Мы стоим в ожидании конкретных предложений и не знаем, как быть дальше.

Из толпы донеслось: «Мы уже платим четыре налога. «Платон» будет пятым». По словам дальнобойщиков, нововведение обойдется им от 300 тысяч в год.

Дальнобойщики уверяют, что после введения "Платона" подорожают грузоперевозки, а потом и продукты в магазинах.

Дальнобойщики уверяют, что после введения "Платона" подорожают грузоперевозки, а потом и продукты в магазинах.

Фото: Евгения ГРЕБЕНИК

- Вы поймите нас правильно. Мы стоим не только за себя, но и за народ. Если мы поднимем цену на перевозки – завтра продукты подорожают. Уже сейчас мне предлагают ехать по двойному тарифу. Но тогда в магазинах цены вырастут, а скажут, что дальнобойщики виноваты, - рассуждал Павел, побоявшийся назвать фамилию.

«ДОСТУЧАЛИСЬ» ДО ГУБЕРНАТОРА

Пока дальнобойщики бастовали, в интернете распространили открытое письмо инициатора всероссийской акции. Лидер профсоюза водителей Александр Котов призвал перевозчиков временно прекратить активный протест.

- <…>Продолжение забастовки наносит серьезный урон экономике нашей страны, подрывает бизнес, разрушает экономические связи.<…> Депутатам Государственной Думы необходимо некоторое время для разрешения этой взрывоопасной ситуации в законодательном порядке, - говорится в обращении.

Хотя введение платы – проблема федерального масштаба, проявили участие и местные власти. Под конец рабочего дня нескольких представителей от бастующих дальнобойщиков пригласили в здание правительства. По словам водителей, активисты общались с губернатором. Они передали почти 500 подписей за отмену «Платона».

Белгородские дальнобойщики собрали против системы "Платон" более 500 подписей.

Белгородские дальнобойщики собрали против системы "Платон" более 500 подписей.

Фото: Кристина САЛГАЛОВА

О чем активисты беседовали с главой региона, они отказались рассказывать «Комсомолке». Однако сразу после их возвращения к остальным, все дальнобойщики разъехались по домам. Хотя с утра водители грозились стоять чуть ли не до Нового года, вечером акция превратилась в тихую забастовку.

Дальнобойщики простояли целый день под дождем.

Дальнобойщики простояли целый день под дождем.

Фото: Евгения ГРЕБЕНИК

Позже на сайте губернатора и правительства Белгородской области появились подробности встречи. Итогом стало письмо за подписью губернатора на имя министра транспорта РФ Максима Соколова. Евгений Савченко предложил установить переходный период до 1 марта 2016 года. Аналогичное письмо подготовлено и в администрацию президента.

На следующий день дальнобойщиков еще раз пригласили в здание регионального правительства. Они поучаствовали в совещании с главой департамента строительства и транспорта Николаем Калашниковым, секретарем областного Совбеза Олегом Мантулиным, первым заместителем начальника департамента внутренней и кадровой политики области Ольой Павловой и представителем регионального оператора системы «Платон». Чиновники пообещали организовать для дальнобойщиков круглосуточный колл-центр в управлении автодорог. Подобные консультативные пункты планируют обустроить и в разных районах области.

Перевозчикам также предложили создать свою общественную организацию и обозначить основные проблемные вопросы, чтобы региональные власти могли искать пути их решения.

Участники забастовки заявляют, что на работу все равно пока выходить не будут. И если в ближайшие дни власти не разберутся с «Платоном», дальнобойщики обещают устроить еще более масштабный протест.