Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество7 октября 2015 15:10

Вечная новизна старины

В воронежской школе на уроках русского языка и литературы используют методику, которая появилась больше 120 лет назад!
Мария СОМОВА
Елена Русинова (справа) использует в практике наследие великого русского филолога. Фото: Предоставлены Фондом Хованского

Елена Русинова (справа) использует в практике наследие великого русского филолога. Фото: Предоставлены Фондом Хованского

«Молись, дитя: сомненья камень Твоей груди не тяготит; Твоей молитвы чистый пламень Святой любовию горит...

«Ребята, тема сегодняшнего урока – эстетическая функция глагола. Какую роль играют эти звучные и динамичные части речи при создании поэтом художественного образа? Как автор отбирает глаголы и почему именно так? Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно заглянуть в поэтическую лабораторию воронежского поэта Ивана Саввича Никитина и внимательно, вдумчиво прочитать стихотворение «Молитва дитяти». Услышать живое, трепетное слово поэта нам поможет методика нашего земляка Алексея Андреевича Хованского, которая так и называется – «Живое слово». Попытаетесь самостоятельно в одном предложении передать содержание четверостишья, затем выделите глаголы, определите ключевые образы, отразите характер их взаимоотношений…».

«Живое слово» - ключ к познанию силы языка

Так начала один из уроков в 6-м классе учительница русского языка и литературы Воронежской средней общеобразовательной школы №99 Елена Евгеньевна Русинова. Даже при беглом знакомстве ее урок совершенно не вписывается в формат разработанных министерством образования методик. Живой, вовлекающий учеников в процесс размышлений, анализа, поиска… А ведь Елена Евгеньевна на этом уроке использовала методику, которая появилась больше 120 лет назад! Интересно, что и в те времена, когда Алексей Андреевич Хованский работал над ней, проблема противоречий между министерскими рекомендациями и практической работой стояла так же остро, как и сегодня.

Алексей Хованский. Фото: Предоставлены Фондом Хованского

Алексей Хованский. Фото: Предоставлены Фондом Хованского

– Знакомство с «Живым словом» произошло случайно, как и все в этой жизни. Чашечка кофе в городском кафе, встреча с Андреем Ивановичем Лазаревым – учредителем Фонда им. А.А. Хованского, разговор о современной литературе, судьбе языка, отношении к истории и историческому наследию. А потом – заинтересованное сотрудничество: поиски, планы, проекты.

Очень понравилось название методики, оно совпало с внутренней профессионально установкой: СЛОВО учителя может быть только живым – эта идея определяла суть выстраиваемого с учениками диалога с самых первых уроков. «Не убий (!) интереса к предмету, к постижению нового» – вот, пожалуй, тот главный принцип, который нельзя, на мой взгляд, исключать из своей практики ни одному педагогу, ставшему на эту стезю, – рассказывает Елена Русинова.

Воспитать думающего, глубоко чувствующего, умного читателя

«Методика «Живое слово» и сегодня не потеряла своей актуальности, – считает учитель-практик. – Она, в отличие от многих инноваций, относится к явлениям вечным, а не временным. Даже в условиях развития и применения IT технологий в образовательном процессе при всем широком спектре их возможностей ничто не сможет стать достойной заменой вдохновенному, взвешенному, живому слову учителя.

Сегодня все чаще звучит мысль о том, что учитель – это, пожалуй, единственный человек, который имеет прямой и открытый доступ к сознанию и душе своего ученика, и в сложное время, когда размыты четкие границы между добром и злом, когда особенно остро ощущается относительность и условность этих понятий, именно слово учителя становится спасительным, «охранительным» началом.

Не случайно, наверное, учителя сегодня вполне справедливо называют фактором национальной безопасности. Вот почему сохранение педагогического наследия Хованского и развитие традиций «Живого слова», в основу которого положено эстетическое и нравственное воспитание, жизненно необходимы.

Удивительно еще и то, что, разработанная почти полтора века назад, методика отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения, так как именно она «…создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться».

Цель методики «Живое слово» – воспитание думающего, глубоко чувствующего – умного (!) читателя, способного отделить зерна от плевел в условиях такого книжного многообразия, при котором юные читатели непременно должны быть вооружены вполне функциональным инструментом – безупречным читательским вкусом. Вот почему методика «Живое слово» ориентирована на работу с текстом вообще и художественным текстом в частности. Комплексный подход к анализу текста, ставший уже традиционным, едва ли не впервые прозвучал именно в «Живом слове». Но при этом даже сегодня в нем есть свое ноу-хау: сочетание сведений из логики, психологии (метапредметный уровень освоения нового знания) и языкознания и литературы (предметный уровень) – все в соответствии с федеральными стандартами! Это сочетание представляется уникальным явлением в истории отечественной педагогики», – так прокомментировала целесообразность обращения к наследию А.А. Хованского Елена Русинова.

Сохраняя наследие предков

В интеллектуальной и нравственной состоятельности методики «Живое слово» не приходится сомневаться, но вот вопрос внедрения в практику школы в значительной мере зависит от политической воли. Когда-то государство практически полностью уничтожило все достижения этого уникального гражданского научно-просветительского издательского проекта, который в свое время выигрывал конкуренцию даже у журнала Министерства народного просвещения. Сейчас образовательные проекты нашей гражданской организации осуществляются без желаемого участия государства, если и находят поддержку у чиновников, то редко и с большим трудом. Это вызывает искреннее недоумение при том, что, согласно преамбуле Конституции РФ, идея трепетного отношения к наследию предков лежит в основе государственного устройства. Разумеется, без содействия официальных структур на ощутимый эффект рассчитывать не приходится. Взаимопонимание всё-таки намечается; правда, дело пока развивается не так эффективно, как хотелось бы.

В Воронеже, на доме №44 по ул. К.Маркса (бывш. Старо-Московская), где располагалась редакция журнала «Филологическiя Записки» и жил сам издатель, стараниями возрожденного Фонда Хованского в 2011 году размещена памятная доска. Фото: Предоставлены Фондом Хо

В Воронеже, на доме №44 по ул. К.Маркса (бывш. Старо-Московская), где располагалась редакция журнала «Филологическiя Записки» и жил сам издатель, стараниями возрожденного Фонда Хованского в 2011 году размещена памятная доска. Фото: Предоставлены Фондом Хо

Живое слово дороже денег

Фонд имени Хованского, основанный в ещё 1899 году (на год раньше Нобелевского!), был юридически восстановлен в 2009 году. Одна из главных задач фонда – восполнить утраченное, но очень важное для гуманитарных дисциплин наследие. Собственно говоря, весь комплекс мероприятий, осуществляемых фондом, на это и направлен. Фонд поддерживает педагогические и литературные проекты, соответствующие тематике «Филологических Записок». Одним из открытий в истории педагогике стала методика «Живое слово», опубликованная в Воронеже в 1889 году. К концу ХХ века в наших библиотеках не сохранилось ни одного целого экземпляра; методику мы обнаружили в РГБ, переиздали, провели конференцию по её оценке специалистами. Среди сподвижников в научной и просветительской деятельности большое количество педагогов из воронежских университетов, а также столичных и европейских, из стран СНГ. Источники финансирования Фонда и организаторы проектов – частные лица, бизнесмены-патриоты из Москвы и Воронежа, кто-то присоединяется к проектам, кто-то отстраняется, здесь своя динамика. Попечительский совет Фонда учредил к 200-летию Хованского памятные медали «Живое слово» для учителей и преподавателей литературы, русского и иностранных языков, специальную именную отличительную награду для редакторов – статуэтку Алексея Хованского, получившую в творческом процессе название «Алексий».

Золотой Фонд отечественного языкознания

Вклад журнала Хованского «Филологические записки» в развитие европейской гуманитарной науки трудно переоценить. XIX век стал прорывным для языкознания. В то время мировая наука только открыла для себя ранее неизвестное родство в индоевропейской семье народов, заселяющих территорию от Шри-Ланки до Ирландии. Весь учёный мир был потрясен этой новостью, положившей начало новым научным и духовным исканиям. Современники Хованского справедливо полагали открытие языкового родства равнозначным открытию Коперником гелиоцентричной системы. Примерно такое мировоззренческое потрясение переживал европейский интеллектуальный мир от известия о священной горе Кайлас, о ведической религии, которые открыло для Европы сравнительное языкознание. Вот этому актуальнейшему вопросу в европейском языкознании и вообще в гуманитарных науках был посвящен журнал Хованского.

На самой заре этого научного направления в Воронеже был основан журнал «Филологические записки», по тем временам очень актуальное название, инновационный просветительский бренд. Тогда в столицах Воронеж величали «филологическим городом». И нигде ничего подобного в то время не было не только в России, но и в славянской Европе. В столицах работали университетские кафедры историко-филологических факультетов, а в Воронеже тогда не было ни одного высшего учебного заведения; город входил в Харьковский университетский округ, но вот лучшие ученые из Харьковского университета печатались в воронежском журнале.

Популяризация языкознания и педагогики главным образом осуществлялась в воронежском журнале, ставшем официальным печатным органом Филологического общества при Санкт-Петербургском университете с самого своего образования в 1867 году. В те времена писали: «Хованский своею деятельностью много способствовал укреплению за нашим родным Воронежем лестной репутации интеллигентного города. Всякий почти раз, когда в печати или в общежитии называют наш город интеллигентным, обыкновенно ссылаются при этом главным образом на то, что здесь Алексей Андреевич Хованский издает «Филологические Записки».

Лучшие представители российского и европейского сравнительно-исторического языкознания сотрудничали с редактором воронежского журнала, о чем свидетельствует их переписка, сохранившаяся в Российском государственном архиве литературы и искусства. Журнал уже с 1866 года был специально посвящен новейшей тогда научной методике, давшей ключи к «сказочной области» индоевропейского коллективного бессознательного и ставшей, в известной мере, одним из оснований аналитической психологии.

А. Хованский уже XIX веке поднял в Воронеже науку о слове до такого уровня, к какому многие страны не могут приблизиться до сих пор. Но эти достижения XIX века теперь многими воспринимаются как сенсация.

В журнале Хованского прикладное языкознание представлялось важнейшей политической дисциплиной. Практика международного научного сотрудничества показывает, что сравнительное языкознание способно разрешать сложные межкультурные противоречия, особенно, в рамках индоевропейской языковой семьи. А сюда входят иранские языки, например, таджикский, и далее – литовский, славянские, армянский, романские и германские, греческий, кельтский. Вообразите только языковую общность литовцев и таджиков, англичан и курдов или иранцев! Это вроде бы самые азы языкознания, но людей такие факты не перестают удивлять. Вот этим важным вопросам и был посвящен журнал.

В течение почти 30 лет эта тема была очень актуальной, по публикациям в журнале можно проследить историю становления отечественного сравнительного языкознания. Позднее ученых стали уже интересовать вопросы языкового родства семитских и индоевропейских языков и т.п. В межкультурной коммуникации в таких вопросах необходимо хорошо ориентироваться, особенно в условиях её бурного прогресса за счет новых коммуникационных средств.

Алексей Хованский издал много методических пособий для учителей и школьников. Фото: Предоставлены Фондом Хованского

Алексей Хованский издал много методических пособий для учителей и школьников. Фото: Предоставлены Фондом Хованского

Еще один важный вопрос, получивший развитие в журнале, – это вопрос философии языка и языка философии. В журнале этому были посвящены статьи, которые больше нигде не публиковались. Особенное значение издание Хованского имеет и для истории гражданских инициатив как один из самых успешных отечественных гражданских проектов, едва ли не первый, если, конечно, с некоторой иронией не считать «гражданскими проектами» крестьянские восстания. Но если их организаторы выбирали бунт и насилие как единственно приемлемое средство модернизации, то в случае с Хованским речь шла о модернизации общества посредством просвещения.

Значимость журнала состоит прежде всего в том, что это был первый русский специальный филологический журнал. К тому же, с 1866 года вместе с журналом в качестве специального приложения выходил «Славянский вестник», ставший, по словам Хованского, «первым в русской литературе опытом — дать в специальном издании исключительное место изучению Славянской литературы, старины и народности». Теперь «Филологические записки» как вестник литературоведения выходят на филфаке ВГУ, а в МГУ – «Славянский вестник», но о Хованском там пока ни разу не вспомнили, а вот в XIX веке «Славянский вестник» был изданием европейского формата.

Биография ученого-филолога

О дате рождения Алексея Андреевича Хованского есть несколько противоречивых свидетельств. Скорее всего, это 1814 год, правда, есть еще версии 1812, 1813 и 1815. Поэтому и мы отмечаем его 200-летие который год подряд.

Алексей Хованский происходил из семьи диаконов, но перешел на светскую службу. В XXI веке уже подзабыли, что в истории цивилизации искусство владения словом было прерогативой жреческих сословий. Само русское слово «со-словие» этимологически восходит к церковно-славянскому – рабочему языку священников. Известно также, что он заслужил на редакторской ниве два ордена св. Анны и св. Владимира, дающих потомственное дворянство с соответствующими привилегиями и пенсионами, но, по свидетельству краеведов, он не обращался за подтверждением этого статуса в Родословных книгах.

Образование Хованский получил в духовном училище и семинарии, в 1845 году был приглашен в Воронеж, в только что открывшийся светский Михайловский кадетский корпус. В 1860 году основал журнал «Филологические записки», а с 1866 года оставил учительскую службу и всецело посвятил себя научной, педагогико-воспитательной журналистике. В пореформенные годы очень остро, как и сейчас, стоял вопрос об эффективных методиках: церковное образование уже устарело и было крайне нерезультативным. Хованский пережил тяготы такого образования в полной мере, поэтому главной задачей своей учительской жизни считал «выработку метода для более разумного, более целесообразного и практичного ведения дела преподавания родного языка», о чем заявил уже в первом номере журнала.

Эвристическая методика интеллектуального и нравственного развития «Живое слово», составленная А.В. Барсовым на страницах «Филологических записок», – пожалуй, самое главное редакторское детище Хованского. Без большого преувеличения – это один из краеугольных камней российской педагогики, одно из оснований губернского образовательного наследия, которое мы называем теперь «Воронежской педагогической школой».

Хованский, безусловно, – это один из отцов-основателей отечественной научной журналистики. Его журнал вышел даже несколькими днями раньше, чем федеральное издание географов – «Вокруг света». Но если в московском журнале редакторы сменялись часто, то Хованский руководил своим изданием 40 лет.

Что касается популяризации филологии, то другого деятеля подобного формата сложно отыскать. К нему с большим почтением как равному своему званию относились и самые заслуженные академики, и князья. Например, кн. П. Вяземский и кн. Н. Голицын называли себя его «покорнейшими слугами».

Почему так? Эта загадка посерьезней, чем у пелевинского «Смотрителя». Алексей Хованский, пожалуй, один из лучших образцов беззаветного служения журналистике, науке, родине, не говоря уже о его редкостных личностных качествах. Его частный гражданский просветительский проект – одна из самых славных страниц российской, да и славянской журналистики и словесности.

Именная редакторская отличительная награда

В славянском мире распространена традиция почитания предков, поэтому Попечительский совет решил учредить для редакторов именную отличительную награду. До настоящего времени у нас не было именной награды для редакторов. Когда мы её учредили, некоторые из коллег-журналистов даже пытались острить: «А вдруг появится какой-то ещё более достойный персонаж?!» Всё же специальные исследования истории вопроса, опубликованные в одном из журналов на факультете журналистики ВГУ, показали, что это уникальный подвиг на редакторской ниве. Интересно, откуда может появиться нечто подобное тому, чему подобия нет?!

Людмила Кольцова. Фото: Предоставлены Фондом Хованского

Людмила Кольцова. Фото: Предоставлены Фондом Хованского

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Член Президентского совета по русскому языку, доктор филологических наук, профессор ВГУ Людмила Кольцова:

Несомненно, многое, что сделал А.А. Хованский, можно считать неоценимым вкладом в фундамент русского филологического образования, отличающегося широтой, глубиной, универсальностью и гуманистичностью, что нашло отражение в первом и удивительно долговечном журнале «Филологические записки», издателем и редактором которого многие годы был Алексей Андреевич.

Андрей Вербицкий. Фото: Предоставлены Фондом Хованского

Андрей Вербицкий. Фото: Предоставлены Фондом Хованского

Обращение к педагогическому наследию «Филологических записок» не просто интересно, но и полезно для извлечения уроков прошлого, к которым стоит вернуться для правильного понимания истинных целей образования и воспитания, порядком утраченных и забытых в наше время.

Доктор филологических наук, профессор МГГУ, член-корреспондент РАО Андрей Вербицкий:

В наше время методика «Живое слово» представляет больше интерес как один из ярких примеров развития методической науки. Но надо признать, что идеи создателей методики не утратили своей актуальности и по сей день. Это наследие относится к вечным, неустаревающим ценностям в педагогической науке.