Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Звезды26 августа 2015 16:40

Из Эрмитажа уходит охрана

«Комсомолка» выяснила, как будут стеречь экспонаты главной сокровищницы страны [фото]
Авторы (2):
Ксения АХМЕТЖАНОВА
Ксения АХМЕТЖАНОВА
Эрмитаж показал как работает у них охрана

Эрмитаж показал как работает у них охрана

Фото: Тимур ХАНОВ

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

За дверью служебного входа - первый рубеж охраны. Все сумки, сумочки, пакеты, портфели, корзинки и картонки пропускают через ленту досмотра.

- Сотрудники постоянно «просвечивают» здесь ручную кладь, когда куда-то и откуда-то идут, - поясняет охранник Дмитрий.

Сразу же за лентой - комната с ключами.

- Выдаю ключи только тем, у кого есть специальное разрешение. Всех своих знаю в лицо, но все равно сверяюсь с допусками, - рассказала женщина-вахтер.

Сейчас музей охраняет собственная служба безопасности, состоящая из четырехсот человек, еще 130 - сотрудники вневедомственной охраны. Но их собираются сократить.

Карета Екатерины II

Карета Екатерины II

Фото: Тимур ХАНОВ

- Есть такое нехорошее слово «оптимизация», - говорит начальник службы безопасности Эрмитажа Александр Хожаинов. - У нас полиция стоит во всех ключевых точках: во входной зоне, особых кладовых. Несколько раз в день по музею проходят патрули. Если их не станет, это все равно что граница останется без пограничников.

Если собственных охранников не хватит, чтобы обеспечить безопасность, будут искать ЧОП. Но на это необходимы дополнительные деньги.

- Есть функции, которые мы не можем выполнять самостоятельно, например, личный досмотр, - уточняет Александр Хожаинов.

Камеры в фондохранилище

Камеры в фондохранилище

Фото: Тимур ХАНОВ

В девяностые годы ситуация с охраной музея была аховой: ни камер, ни сигнализаций. Экспонаты уносили прямо с экспозиций средь бела дня. Александр тогда работал в уголовном розыске.

- Украли двойную Герму - это бюст с двумя лицами. Через несколько дней мы нашли ее в камере хранения на Витебском вокзале. Устроили засаду и поймали вора. Теперь Герма снова выставляется, - вспоминает Хожаинов.

Сейчас украсть что-либо из Эрмитажа непросто. По всему музею установлено пятьсот камер. Изображение с них просматривает охрана. Некоторые экспонаты оборудованы сигнализацией. Если кто-то из посетителей подходит к предметам слишком близко, она начинает издавать звук. Сигнал поступает к охранникам, но в зале его тоже слышно - сразу привлекает внимание смотрителей и посетителей.

Вход в музей только через рамку металлоискателя

Вход в музей только через рамку металлоискателя

Фото: Тимур ХАНОВ

Во время выездных выставок экспонаты метят специальным составом.

- Тайный знак можем видеть только мы, - говорит начальник охраны. - Зато всегда знаем, что нам вернули то, что мы давали.

По ночам музей дважды обходят, чтобы убедиться: все на месте, никто посторонний по залам не бродит.

ФОНДОХРАНИЛИЩЕ

Самую современную систему охраны смонтировали в фондохранилище на окраине Петербурга, в Старой Деревне. Оно состоит из двух зданий - шесть и восемь этажей, предназначенных для хранения ценностей. Рядом с входом установлен аппарат с экраном для биометрического распознавания. Ни в одном другом музее мира ничего подобного нет. Разработка полностью отечественная, ее создали в Москве.

- Не пройдя эту систему, на работу никто не попадет, - объяснил начальник службы безопасности фондохранилища Олег Боев. - Она идентифицирует человека, который перед ней стоит, по форме лица.

Причем даже если у сотрудника флюс, машина не ошибется.

- Не опознает, только если у человека серьезные травмы. Но с такими на работу не ходят: либо дома сидят, либо к врачам едут, - говорит Олег Боев.

После того как система определила работника, активируется его пропуск. Он служит электронным ключом к дверям фондохранилища. Причем каждый сотрудник может ходить только по своим маршрутам. Если вдруг в городе отключится электричество, то у фондохранилища есть резервные источники питания. Поэтому запертым в комнате никто не останется.

Все, что происходит в здании, не ускользает от камер наблюдения. Запись передается в центр управления. Там круглосуточно работает около десяти человек.

В фондохранилище есть блок повышенной безопасности, где хранятся изделия из драгметаллов. Чтобы попасть туда, необходимо сдать вещи на ленту досмотра и пройти через сканирующий портал. Для здоровья он совершенно безвреден. Уровень излучения такой же, как от обычного смартфона.

- Эта машина определяет плотность предметов. Поэтому если у кого-то в кармане вдруг «заваляется» экспонат из хранилища, она его обязательно найдет, - уверен Олег Боев.

Только после трех этапов проверки вам будет доступна сокровищница. Чтобы выйти из нее, придется проделать все то же самое, но в обратном порядке. При этом за вами будут тщательно следить камеры.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

233 345 квадратных метров занимают помещения Эрмитажа.

3 106 071 экспонат хранится в сокровищнице, из них 1 000 000 произведений изобразительного и прикладного искусства.

8000 человек ежедневно посещают музей.

80 процентов посетителей - иностранцы.

2100 человек трудятся в Эрмитаже.

5 700 000 000 рублей составляет бюджет сокровищницы на год.

А В ЭТО ВРЕМЯ

За первый полк вневедомственной охраны в Петербурге началась война. Как окрестил ее директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «аппаратное сражение». На одной стороне - работники искусства, на другой - МВД.

Накануне Пиотровский написал два письма. Одно - в МВД Владимиру Колокольцеву, второе - в Минкульт Владимиру Мединскому. В них директор Эрмитажа рекомендует увеличить мобильность отрядов полиции и скоординировать их действия с сотрудниками службы музейной безопасности.

«Предлагаем музеям провести учения по защите режима работы экспозиций собственными силами с учетом того, что с ноября сего года полиция прекращает физическую охрану, - отметил Михаил Пиотровский в официальном обращении от имени Союза музеев. - Мы удивлены стилем общественной реакции на события: нечеткостью информации, неадекватностью ухмылки, неуверенностью и нервозностью тона».

Поводом для этого заявления стало событие на выставке «Скульптуры, которых мы не видим» в Москве. Лидер православного общественного движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов по прозвищу Энтео вместе со своими сторонниками разгромил скульптуры 60-70-х годов прошлого века, заявив, что они оскорбляют чувства верующих.

Впрочем, у Эрмитажа еще есть надежда. Министр Колокольцев обещал, что к моменту сокращения будет подготовлен список объектов, в которых в качестве исключения останутся стражи-полицейские.