Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды26 июля 2015 22:00

Александр Рукавишников: У памятника Юрию Никулину уже пять раз отрывали руль

«Комсомолка» поговорила с известным скульптором о современных памятниках, зачем их дарят городу и каких монументов в Москве не хватает
Александр Иулианович - третий в династии потомственных скульпторов.

Александр Иулианович - третий в династии потомственных скульпторов.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Еще в разгаре спор, где установить памятник Святому Владимиру, как тему для очередной жаркой дискуссии подкинул Зураб Церетели, пообещав одарить москвичей тремя своими изваяниями. Народ зароптал: зачем нам новые истуканы а-ля Петр I? Проблемы монументального искусства волнуют москвичей не меньше, чем цены на продукты и война на Украине. Почему так? Об этом мы спросили Народного художника России, члена Российской академии художеств и потомственного скульптора в третьем поколении Александра Рукавишникова.

«НАШ ВЛАДИМИР ДОЛЖЕН СОРЕВНОВАТЬСЯ С КИЕВСКИМ НЕ РАЗМЕРОМ, А ДРАМАТУРГИЕЙ»

- Лично для меня важно не количество, а качество скульптур, которые заполонили не только Москву, но и все российские города, - переживает Рукавишников. - Сейчас, особенно в провинции, все зависит от мэра или губернатора: кто-то кому-то позвонил, замолвил словечко, использовал связи, пообещал сделать «быстро и дешево». Если советская скульптура была убога по содержанию, то теперешняя - еще и плохо сделана. Прежде, то ли профессиональных скульпторов было больше, то ли художественные советы, которые ныне практически упразднены, отсеивали посредственное, аморфное, вялое.

Не хочу никого обижать, но рядом с Москвой есть древний, красивый город. Там храм на храме, начиная с Х века. И вдруг посреди этой абсолютной красоты выросли два монстра - Кирилл и Мефодий. Я знаком с руководством города - милые люди и я верю, что установили эту скульптуру они от души. Но, увы, чиновники не очень разбираются в тонкостях нашего ремесла. А население теперь должно любоваться этими уродцами.

- У москвичей положение не лучше. Современные памятники, в основном, заказывают нескольким известным скульпторам, к которым причисляют и вас в том числе…

- Конечно, было бы мило, если бы в Москве стояли скульптуры Микеланджело и Донателло, или Дмитрия Цаплина. Он - великий русский скульптор (часть работ Цаплина находится в Третьяковке и Русском музее - Ред.). В этот список можно добавить Веру Мухину, Анну Голубкину, Натана Альтмана… Но много гениев не бывает. В том числе среди скульпторов. К любому художнику, прежде чем он начнет влиять на сознание людей, нужно привыкнуть. Критерии оценки неоднозначны. Я много раз слышал, как про Микеланджело говорили: «Да, скульптор хороший: у его Давида все жилки видны»? Критерии есть в исполнительском искусстве, в музыке, в скульптуре они зашифрованы, поэтому надо доверять мнению профессионалов.

- То есть все тем же Церетели, Рукавишникову, Ковальчуку, Щербакову...

- На самом деле хороших скульпторов больше, чем тех фамилий, которые вы назвали.

Многие ругали Рукавишникова за то, что на надгробии «Никулин курит». А еще собака у его ног лежит... Фото: предоставлено мастерской Александра Рукавишникова.

Многие ругали Рукавишникова за то, что на надгробии «Никулин курит». А еще собака у его ног лежит... Фото: предоставлено мастерской Александра Рукавишникова.

- Кстати, многие из них преподносят свои творения в дар городу. Это тоже уловка, благодаря которой насаждается именно их искусство в Москве. Как раз Церетели собирается три памятника подарить городу.

- Ничего сказать не могу. Этих вещей я еще не видел. Но форма дарения принята во всем мире. Другой вопрос, кто дарит: Пикассо или Вася Пупкин. Я участвовал в конкурсе на памятник Сергею Радонежскому. Выиграл конкурс. Потом у города не нашлось денег. Я обратился в храм Сергея Радонежского на Таганке и предложил за свой счет сделать памятник, потому что неправильно, что такому великому человеку не установили в Москве памятник да еще в юбилейный год.

- Наверное, было не до Сергия, когда с Владимиром не можем разобраться.

- Я тоже участвовала в конкурсе, который в итоге выиграл Салават Щербаков. По моему мнению, этот памятник должен быть невысоким, чтобы с Владимиром, установленном в Киеве, не размером соревноваться, а драматургией и внутренним состоянием. Мы предлагали установить его ниже смотровой площадки.

«КРИМИНАЛЬНЫЕ АВТОРИТЕТЫ САМЫЕ НАДЕЖНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ»

- Некоторые городские скульптуры пользуются особой народной любовью. У вашего «Нулевого километра» на Красной площади всегда толпа. Люди фотографируются, бросают монетку. В чем смысл ритуала?

- «Нулевой километр» - это еще советская история, в свое время по нелепости не воплощенная. В этой композиции по частям света расположены животные. Чиновникам из ЦК партии этот памятник показался двусмысленным. Кто-то придумал, что каждый из них символизирует конкретного члена Политбюро. Установили его только в наше время, когда подобных аллюзий уже не видели. И народ нашел свой смысл: бросать монетки от нулевого километра. Куда денежка упадет, в том направлении ищи жениха или невесту.

- Любовь к памятнику, наверное, связана с уважением к самому персонажу. Например, вашего Никулина на Цветном бульваре затерли «до дыр»....

- Ладно бы только терли, но от скульптуры отрывают то бронзовый руль у автомобиля, то зеркала. Вандалов догоняют, ловят, и все равно история повторяется. На автомобиле Никулина уже пять рулей поменяли! Винить только российский менталитет глупо - та же историю с моим памятником Набокову в швейцарском Монтре - у того постоянно «уводят» пенсне.

Своего «Святого Владимира Крестителя» Рукавишников предлагал установить ниже смотровой площадки на Воробьевых горах. Фото: предоставлено мастерской Александра Рукавишникова.

Своего «Святого Владимира Крестителя» Рукавишников предлагал установить ниже смотровой площадки на Воробьевых горах. Фото: предоставлено мастерской Александра Рукавишникова.

- Есть еще один пласт скульптуры - это надгробия. И там тоже кич встречается, вроде гранитного бюста министру связи с телефонной трубкой у уха...

- Многое шокирует. Хотя упрекали и меня, грешного, в том, что «Никулин на кладбище курит» (Рукавишников делал надгробия Владимиру Высоцкому, Александру Гомельскому, Игорю Моисееву, Юрию Никулину - Ред.). И за бронзовую собаку у его ног тоже ругали, мол, на православном кладбище не место животным. Но такая подробность, на мой взгляд, рисует характер, Никулин любил животных.

- Бандитам тоже делали надгробия?

- Не бандитам, а криминальным авторитетам. Последним из них был Вячеслав Иваньков (знаменитый Япончик - Ред.). Пришли вежливые ребята и сделали заказ, чтобы в памятнике была своя философия, как покойный относился к жизни, к заточению. Кстати, как заказчики они очень надежные люди И у них есть слово чести.

- А каких скульптур Москве не хватает?

- Любых, но только хороших. Во Флоренции и Риме скульптур в десятки раз больше, чем в Москве. А у нас что ни поставь, все вызывает критику. Если конкретно, нам не хватает скульптур кинетических, формалистических, цветных. В общем, современных в хорошем смысле слова. У нас ложное представление о скульптуре как о памятнике. Поэтому повсюду стоят дяденьки на постаментах с крестом в руке либо с мечом, в зависимости от конъюнктуры.