Премия Рунета-2020
Воронеж
+10°
Boom metrics
Общество30 июня 2015 9:50

Экономика России: что есть, что будет?

Куликов Н.И., д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика» Тамбовского государственного технического университета; Куликов А.Н., генеральный директор ЗАО агрофирма «Свобода», Тамбовская область
Источник:kp.ru

В первой части статьи мы говорили о том, что, в попытках остановить и снизить инфляцию, Центральный банк, правительство страны своими действиями "добились" лишь сжатия кредитного рынка. Монетаристские инструменты борьбы с инфляцией не дали и не могли дать желаемого эффекта, так как в нынешней ситуации требуются другие инструменты, которые вызовут активность как у бизнеса, так и у населения.

(Продолжение. Начало см. http://www.kp.ru/daily/26396.5/3273199/ )

Деньги направили не туда

Вместо банковского сектора 1 трлн. 200 млрд. руб. следовало бы направить на импортозамещение (о том, что пока ничего не сделано по импортозамещению, поговорим ниже), перерабатывающую промышленность, электронику, программное обеспечение, защиту информации, разработку и производство новых видов энергии, сельское хозяйство, здравоохранение, образование и науку. Возникает вопрос, почему сегодня, впрочем как и 20 лет назад, правительство определяет главными макроэкономическими показателями инфляцию, цену на нефть, валютную выручку, а развитие экономики страны рассматривается как производная от этих трёх показателей?

Хорошо начатые реформы под угрозой

Указом президента страны от 7 мая 2012 года ставилась задача довести среднюю зарплату в здравоохранении и образовании до средней зарплаты по экономике в регионе. С определёнными трудностями, но это было сделано. Зарплату довели до средней по экономике региона. Во время премьерства Владимира Владимировича Путина была проведена хорошая модернизация в здравоохранении. Появилось новое медицинское оборудование на уровне мировых стандартов в больницах. В регионах было построено более 10 высокотехнологичных медицинских центров, во многих случаях отпала необходимость пациентам ехать в Москву на лечение.

Положительные изменения произошли и в образовании, особенно, в средней школе. Повсеместно появился Интернет, компьютерные классы, интерактивные доски. Пришли молодые специалисты и в здравоохранение, и в образование. Значительно меньше получила высшая школа, но, можно сказать, получается не всё сразу, и это будет правильно.

Теперь давайте посмотрим, к чему приводит сокращение расходов в здравоохранении и образовании. В 2014 году расходы на эти важные для людей отрасли были сокращены почти на 10%, а в 2015 году еще больше: расходы на здравоохранение сократились на 21,4% от уровня 2014 года в абсолютных показателях, без учёта инфляции, а если с учётом ожидаемой инфляции, то на все 35%. В образовании в 2015 году сокращение расходов произошло на 9% к уровню прошлого года в абсолютных показателях без учёта инфляции, а с учётом ожидаемой инфляции – почти на 25%. Обратите внимание, сокращение идёт третий год подряд. Максимальное сокращение расходов пришлось на высшую школу – около 18%, а с учётом инфляции – 35%. С 2013 года Министерство финансов в бюджете стало прописывать лишь общий размер субсидий. В этом случае можно писать любую нужную цифру для правительства, которую якобы дали на финансирование здравоохранения или образования, простому обывателю проверить это практически невозможно. И сегодня дана команда оставить и здравоохранению, и образованию столько работников, чтобы выделенных средств хватило этим оставшимся на среднюю зарплату по экономике региона, а как оставшиеся работники будут лечить, учить – никого не интересует.

Вот что говорят врачи о сложившихся условиях работы (и это в городе Москве, в большинстве регионов ситуация не лучше, а зачастую хуже): «Раньше в среднем за день ко мне в кабинет как к врачу-терапевту приходили 20 – 25 человек, сейчас 40 – 45. У меня после 25-го человека резко падает концентрация внимания. После приёма – обход по домашним вызовам. За дополнительных больных нам никто не доплачивает. У меня на участке прикреплено 5600 человек, при норме 2200 человек. Для пациентов новый порядок записи к врачу создал много неудобств. Указанное время в талоне никогда не совпадает со временем, когда врач пригласит в кабинет. Врачу запрещено записывать пациента на повторный приём. Для примера, теперь беременная женщина по-новому каждый раз должна получать талон, чтобы попасть к своему, наблюдающему за беременностью, врачу. При сложной беременности иногда женщине приходится посещать врача по 2–3 раза в неделю, раньше она могла удобное для себя время согласовать со своим лечащим врачом, а теперь надо идти за новым талоном. А если женщина работает, как ей быть?». Другой врач говорит: «У нас после нового года в 2 раза сократили врачей-специалистов: уролога, маммолога, ортопеда, лора; в поликлинике объединяют непрофильные отделения. Получается, сегодня принимает врач-гинеколог, а мужчина пришёл нервы полечить, а завтра принимает невролог – женщина пришла с гинекологическими проблемами». Врачи стали трудиться в режиме конвейера, и о качестве лечения не стоит вопрос, здесь как бы успеть, чтобы не было очереди. Часто поступают устные распоряжения, например, такое: «Чем меньше врачи будут выдавать направления на анализы, тем лучше, необходимо экономить. Если есть возможность направить пациента платно сдать анализы, то надо направлять». Возникает резонный вопрос, почему за счёт пациента? И всё это объясняется повышением производительности труда. Такое впечатление, что сегодня всё достигнутое правительством «режется под корень», а если более прямо сказать, то правительство сегодня всё сделанное решило разрушить.

У вузов - проблемы в квадрате

В высших учебных заведениях под эгидой оптимизации, повышения производительности труда объединяются институты, факультеты, кафедры. Дело доходит до того, что на кафедрах остаётся от 3 до 5 преподавателей, и вопрос стоит уже не о чтении лекций, проведении практических и лабораторных занятий, а выдаче заданий и принятии зачётов и экзаменов.

Вузы переходят на расчёт нагрузки преподавателя не из академического часа, как всегда было, а расчёт ведут из астрономического часа, резко сокращается количество часов у преподавателя за руководство курсовыми и дипломными проектами. Получается, что у преподавателя зарплата выросла до средней по экономике, но за эту зарплату преподаватель должен в 1,5–2 раза больше работать.

Университеты, кроме безденежья, "приобрели" ещё две проблемы. Это рост налогов на имущество и на землю, так как налоговая база по налогу на имущество теперь исчисляется по кадастровой стоимости, можно сказать, по рыночной стоимости, и налог на имущество вырос в разы, выросла аренда в связи с инфляцией.

Хочется обратиться напрямую к президенту страны: "Владимир Владимирович, сегодня правительство создаёт ситуацию хуже, чем в 90-е годы XX века. У врачей, учителей, преподавателей вузов была маленькая зарплата, порой и ее вовремя не выплачивали, но люди работали на 1 или на 0,5 ставки; после выполнения основной работы, врачи брали дежурство, работали на скорой, учителя занимались репетиторством, а отдельные, особенно мужчины, шли таксовать на своей машине, женщины дежурили у телефона, но кадры оставались на месте - и в здравоохранении, и в образовании. Когда, в 2000-х годах, экономика стала развиваться, эти отрасли начали работать успешно. А сегодня своей политикой правительство пытается выбросить врачей за дверь больницы, а учителей - за дверь учебных заведений. Ситуация в экономике страны поменяется через 2–3 года (да, мы уверены, что финансовый блок правительства сегодняшние люди вечно возглавлять не будут), но кадров не останется ни в здравоохранении, ни в образовании. Сегодняшняя политика правительства отбросит и здравоохранение, и образование на долгие годы назад».

Здравоохранение и образование должны получать 6% от ВВП

Мы уверены, в экономическом положении сегодня нет ничего критического. Нельзя сравнивать экономику страны сегодня и конца 1990-х – начала 2000-х годов, в конце 90-х годов её просто не было. ВВП 2014 года в 11 раз превышает ВВП в 1999 году. У нас нет оснований паниковать.

Часто наши неолибералы из финансового блока правительства ссылаются на опыт США и Европы, так вот, в США расходы на здравоохранение составляют 18% от ВВП, а на образование – 14%, на высшую школу приходится – 3,5% ВВП, в Евросоюзе, соответственно, 12 и 10%. А в России – по 4%, на высшую школу – 1,5%. И когда финансовый блок правительства заявляет: «Структуру экономики надо менять за счёт сокращения расходов на здравоохранение и образование», то начинаешь задумываться, не вредительство ли это?

Эксперты утверждают, что для нормальной работы здравоохранения и образования необходимо финансирование не менее 6% от ВВП на каждую отрасль. В США в период кризиса 2008–2009 года не сокращались расходы на здравоохранение и образование, а наоборот, увеличивались. В 2009 году сенатом США был принят план антикризисных мер, который предусматривал прямые инвестиции в здравоохранение и образование, изменения в налоговый кодекс, меры борьбы с кризисом банковской системы, жилищного рынка в интересах среднего класса и неимущих.

Зарплата растет, но не на производстве

Теперь поговорим о производительности труда в России. Финансовый и экономический блок правительства, экономисты-неолибералы стараются свести все проблемы в экономике страны к низкой производительности труда. И сокращение расходов бюджета на здравоохранение, образование, да и в реальном секторе оправдывают необходимостью повышения производительности труда в этих отраслях. Низкая зарплата также объясняется низкой производительностью труда.

Часто слышим от наших экономистов-неолибералов, что в России в 4 – 6 раз производительность труда ниже, чем в США. Но если посмотрим с другой стороны, то окажется, что российский рабочий на свою зарплату в 3 раза больше производит продукции, чем рабочий в США.

Неолибералы всё время утверждают, что в России зарплата растёт быстрее, чем производительность труда, что порождает инфляцию. Это лукавство с их стороны. Рассмотрим факты. Да, за 2003 – 2013 годы в целом по экономике производительность труда выросла на 59,1%, а реальная зарплата на 133,2% или в 2,2 раза зарплата росла в России быстрее, чем производительность труда. А если рассматривать по отраслям экономики, то окажется, что зарплата больше всего выросла в сельском хозяйстве, почти в 2 раза, но многие помнят, что до 2003 года в сельском хозяйстве вообще не платили зарплату и большинство сельского населения жили натуральным хозяйством. Давайте вспомним 2003 год, когда средняя зарплата в России составляла 5498 руб. в месяц, в 25 раз ниже, чем в Германии, сегодня эта разница составляет 4 раза. Кто-нибудь может представить сегодня что было бы с экономикой сегодня, если бы средняя зарплата в стране равнялась 5498 руб.?

Наши неолиберальные экономисты видимо считают, что надо было село оставить пребывать в таком положении и сегодня? Нет, надо ставить задачу доведения за 2–3 года средней зарплаты в сельском хозяйстве до средней зарплаты по экономике региона, если этого не сделать, то отрасль останется без кадров. И сегодня на селе ощущается острая нехватка трактористов, комбайнеров, электриков, шофёров и животноводов, а также агрономов, инженеров, бухгалтеров, экономистов. В России выросла зарплата в основном в банковском секторе, у естественных монополий, госчиновников. Хотя и в этих секторах экономики она росла не у всех работников.

Зарплаты выросли у топ-менеджеров

За последние 12 лет произошла резкая градация зарплат между топ-менеджментом естественных монополий и рядовыми работниками. Топ-менеджмент банковского сектора, естественных монополий стал получать зарплату 10 – 100 млн. руб. в месяц, а рядовой рабочий 10 – 15 тыс. руб., а если 30 тыс. руб. и тоже в месяц, то это считается достижением. Газпром по итогам 2014 года выплатил в апреле 2015 года правлению компании (17 человек) 4 млрд. руб., в среднем, по 235 млн. руб. каждому, что в 2 раза больше, чем за прошлый год. Хотя особых достижений у Газпрома в 2014 году не было. И никакой кризис на них не распространяется. Могут сказать, что зарплата у них рассчитывается в долларах, а доллар подорожал, поэтому и вознаграждения выросли. Так почему тогда не пересчитать зарплату в долларах врачам, учителям, если это можно для членов правления Газпрома? Газпром – тоже российская компания.

Где стимулы для роста производительности у человека труда?

В России сегодня труд рабочего недооценён. Практически во всех странах с рыночной экономикой доля зарплаты в себестоимости продукции составляет не менее 50%, в России не дотягивает до 30%. Надо признать, в большинстве случаев производительность труда не зависит от рядового работника. Собственник не обновляет средства производства, не внедряет новые технологии, на многих предприятиях износ основных средств производства достигает 60 – 80%. И что сделает быстро и производительно рабочий на станке, который в эксплуатации находится 20 – 30 лет? Почему не обновляются станки, не обучаются кадры? Все эти вопросы мы бы поставили перед собственниками предприятий.

По данным Росстата в России менее 1/3 работников получает равную или выше средней по России зарплату (32 540 руб.). В 67 регионах средняя зарплата на 30 – 40% ниже средней зарплаты по России. 71% населения страны не доволен своей зарплатой - она не обеспечивает нормальные условия жизни семье, не стимулирует к высокопроизводительному труду.

В беседах люди говорят, выгоднее стоять на бирже труда, чем за такую мизерную зарплату работать, и особенно сельским жителям, так как не несёшь дополнительные расходы на одежду, проезд к месту работы, да ещё имеешь время вырастить на приусадебном участке к зиме картофель, овощи, фрукты, ягоды.

Неолибералы утверждают, что россияне не стремятся хорошо работать, но это опровергается многими фактами. Сегодня есть современные предприятия с производительностью труда не ниже, чем в США, и эту производительность показывают российские работники. Правда, таких предприятий в России мало, и правительству надо иметь программу развития новых высокотехнологичных производств. Ещё один факт, когда наши рабочие участвуют в международных конкурсах по профессии, то, как правило, оказываются среди победителей.

Чиновники живут одной жизнью, а население - другой

Об огромном неравенстве в доходах населения свидетельствуют данные Global Wealth Report. В России 71% всех личных активов населения владеет 1% самых богатых россиян. Ещё пример: 30% всех личных активов граждан находится в собственности 96 российских миллиардеров. Этот показатель в 16 раз выше среднемирового. Впервые после кризиса 1998–1999 годов в России в 2015 году ожидается снижение реальных располагаемых доходов населения, что не происходило даже в кризисные 2008–2009 годы. Уровень бедности может достичь в 2015 году 14,1% населения или 20,1 млн. человек.

При этом нагрузка на врача, учителя, преподавателя увеличивается, и всё это объясняется необходимостью повышения производительности труда.

В то же время административно-управленческий аппарат разросся до неимоверных размеров. В здравоохранении, образовании, например, административно-управленческий аппарат вырос за последние 10 лет от 5 до 10 раз. Такая же ситуация с чиновниками местных и региональных органов власти.

Регламентируются показатели: в здравоохранении - сколько врач должен принять пациентов, в образовании – сколько учеников учитель должен обучить, для преподавателей вуза - Минобрнауки довело показатель до не менее 11 студентов на преподавателя.

А сколько должно быть административно-управленческого аппарата на этих учителей и врачей – никто не регулирует. Как только заходит разговор об установлении каких-либо квот по количеству административно-управленческого аппарата, то сразу начинают говорить о нарушении самостоятельности учреждения, демократии и «пошло, поехало». Зачастую доходит до абсурда: небольшая районная больница, где работает десяток врачей, имеет столько же заместителей главного врача: заместитель по внешним связям, по связям с общественностью, по экономическим, юридическим проблемам и так далее, а также ещё десяток, а то и полтора десятка помощников, референтов, советников, пресс-секретарей. То же самое творится и в образовании. Как правило, вся эта армада получает зарплату значительно выше, чем врач, медсестра, учитель, воспитатель. Порой, заместитель руководителя получает зарплату за месяц больше, чем врач или учитель за год. И это не только в образовании и здравоохранении.

В нефтегазовой отрасли сегодня занято людей в 4 раза больше, чем во времена СССР. Казалось бы, за 25 лет появились новые технологии, людей должно быть занято меньше, да и объёмы добычи газа и нефти по сравнению с СССР не выросли. Почему же тогда такой рост, занятых в отрасли? Отвечаем. Выросло в разы количество офисных работников, а на буровой, как был один буровой мастер, так один и остался, оператор тоже один, и так можно продолжать дальше.

А как разрослись органы местного самоуправления и региональные органы законодательной и исполнительной власти! Многие помнят то время, когда представительные органы местного самоуправления работали на общественных, в том числе и председатель, и депутаты, не получая зарплату. Сегодня вы такого не найдёте. Сегодня большинство работают на постоянной основе, получая зарплату, появились для их обслуживания офисы, машины, помощники, советники, референты. Если кто не знает, то скажем, что в России 90% муниципальных образований глубоко дотационны. Зачастую, собранных налогов на территории муниципального образования хватает только на зарплату чиновников. Региональные власти живут с ещё большим размахом, могут заложить в расходы бюджета региона, как, например, в Сахалинской области 600 млн. руб. на поддержание имиджа губернатора. Зарплата и пенсия чиновников никак не зависит от средней зарплаты и пенсии в регионе. Вот и получается, что чиновники живут одной жизнью, а население другой жизнью и значительно хуже.

Для примера в Швейцарии председатель парламента конфедерации работает на общественных началах и не получает за это зарплату и депутаты парламента тоже работают на безвозмездной основе. И ничего, живут швейцарцы.

Уважаемые читатели!

Ждем ваших откликов на затронутые темы по адресу:

kulikov68@inbox.ru

(Продолжение в следующем выпуске)