Премия Рунета-2020
Красноярск
-1°
Boom metrics
Общество4 июня 2015 4:26

Спустя 74 года пенсионер из Ачинска нашел своего фронтовика-отца

«Слез было столько!»
Спустя 74 года пенсионер из Ачинска нашел своего фронтовика-отца

Спустя 74 года пенсионер из Ачинска нашел своего фронтовика-отца

Худенький седой человек плакал, как ребенок… И никак не мог выпустить из рук заветную карточку. А на ней – могила отца-солдата, погибшего под Москвой. Спустя 74 года он все-таки ее нашел.

Когда отца Николая Осипова забирали на фронт, семья жила в деревеньке Надеждинка Красноярского края.

- Только и помню, - вздыхает пенсионер, - как мы, пятеро детишек, сидели на печке. Старшей – 13, младшему – год, а мне три. Подошел он к нам, перецеловал всех и выдохнул: «До свидания, дети».

Но свидеться им так и не довелось. Красноармеец Федор Осипов погиб при обороне Москвы, на Скирмановских высотах.

Позже историки назовут это место вторым Бородино. Осенью 1941-го здесь шли страшные бои. Враг рвался к Волоколамскому шоссе, а через него – к Москве. Десятки танков, полчища пехоты. Самый тяжелый удар приняли на себя бойцы 18-й стрелковой дивизии, в их числе и Федор Осипов. Бились до последнего. И 15 декабря вышвырнули немцев из Скирманово. Тот день стал для сибиряка последним. Но его сын узнает об этом через много лет, в 2015-м.

...В 42-м в их дом пришла «похоронка»: «Федор Сергеевич Осипов погиб смертью храбрых». И не сохранилась - пропала. А спрашивать маму об отце ребятня так и не решилась.

- Работала она день и ночь, - вспоминает Николай Федорович. – Поднимала детишек. Жили тогда трудно. В колхозе денег никто не давал. Приходилось прясть, ткать и шить самой. Каким был папа, я допытывался у старших. Говорили: добрый, хороший. Был разнорабочим в колхозе.

А умер героем. Одним из тех, кто отстоял Москву. От него осталась только одна фотография. Старенькая, почти стершаяся. Но и она потерялась при переезде.

«Знать, не судьба нам что-то узнать об отце», - думал Николай Федорович. Но все повернулось по-другому. Накануне Дня Победы в одной из местных газет устроили круглый стол, пригласили туда «детей войны» – обсудить их проблемы.

А пенсионер возьми да и спроси у ачинского военкома: не поможете ли найти отца?

- Мы отыскали его всего за сутки, - рассказывает Виктор Нечипоренко. – Через сайт Мемориал. И сразу же позвонили Николаю Федоровичу. Он был очень тронут. Все повторял: не ожидал, что все получится так быстро.

Тогда-то и выяснилось: красноармеец Осипов погиб в битве за Москву. И похоронен в братской могиле, в Скирманово.

- Это всего километров 80 от столицы! – делится пенсионер. – А у меня в Москве дочка живет с зятем и внучка.

После звонка отца те тут же засобирались в дорогу. Навестить могилу деда, привезти венок и цветы.

- Приехали, а там деревушка пришла в упадок, но за захоронением ухаживают, - говорит зять пенсионера Василий Васильевич. – Поднялись на пригорок, где кладбище, и у меня мороз по коже. Прямо перед глазами стояло: как бились наши солдаты. Как с одной винтовкой или гранатой шли на фашистские танки. Так пробрало!

Скромный памятник, мемориальная плита с именами бойцов и надпись: «Вечная память сибирякам, погибшим в боях за Москву». Над ней сомкнули шатер две ели. Словно бы заслоняя от непогоды могилу героев. Такой увидел могилу отца Николай Федорович. Ее фотографии привезли ему родные.

Скромный памятник, мемориальная плита с именами бойцов и надпись: «Вечная память сибирякам, погибшим в боях за Москву». Такой увидел могилу отца Николай Федорович.

Скромный памятник, мемориальная плита с именами бойцов и надпись: «Вечная память сибирякам, погибшим в боях за Москву». Такой увидел могилу отца Николай Федорович.

- Так на 77-м году жизни я узнал, где похоронен отец,- утирает он глаза. – Слез было столько! Я проплакал несколько часов. Сейчас собираюсь к нему на могилку. Здоровье, конечно, не ахти. Но если позволит, в сентябре мы хотим с бабушкой туда съездить. Обязательно!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как я искала прадеда – фронтовика, пропавшего без вести

Где хранятся данные о бойцах и почему иногда, чтобы получить доступ к информации, нужно немного подождать?

О том, что в нашей семье есть фронтовик, воин Великой Отечественной, я знала с детства – мой прадед Николай Митрофанович Манин был призван на фронт почти в самом начале боевых действий. Знала я и о том (такова была фамильная легенда), что погиб он в 44-ом в Минске (по другой версии, где-то под столицей Белоруссии) – в госпитале умер от ран и похоронен где-то там же, в братской могиле. Об этом, якобы, рассказывал боевой товарищ прадеда, шедший с ним рука об руку до самой его гибели. После мая 45-го этот товарищ, в войну овдовевший, приезжал к прабабушке свататься, но она ему отказала. (подробности)