Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество23 апреля 2015 22:00

Ульяна Скойбеда: Как я искала для России национальную идею

Наш обозреватель побывала на удивительном форуме, задача которого — понять, какую роль играет наша страна в современном мире [фото]
Профессор Леонид Поляков и профессор Сергей Черняховский: "Каждый народ
имеет право жить в соответствии со своими ценностями, и противостоять
чуждым. Россия же сейчас находится под мощным информационным ударом"

Профессор Леонид Поляков и профессор Сергей Черняховский: "Каждый народ имеет право жить в соответствии со своими ценностями, и противостоять чуждым. Россия же сейчас находится под мощным информационным ударом"

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

Cамолет был заполнен мужчинами с одухотворенными лицами, на которых было написано гуманитарное образование и некоторая оторванность от земли. С разных рядов доносилось:

- А турки же никогда не назывались турками, они всегда были османы... А Чаадаев после восстания декабристов несколько лет не выезжал из имения, и даже в церкви за него причащался его денщик, двойник... А Русь сегодня почему-то всегда рисуют до границ Прибалтики, тогда как половцы...

Обычные пассажиры рейса «Москва-Калининград» нервно озирались, но информация, что князь N был гомосексуалистом, неминуемо настигала их, ведь вокруг спорили, сидели, ели, пили и спали российские философы, цвет российской консервативной мысли.

Аркадий Минаков, Леонид Поляков, Егор Холмогоров и прочие столпы отечественного консерватизма собрались на третьи по счету «Бердяевские чтения» - международный форум, задачей которого, если отбросить условности и экивоки, является выработка национальной идеи и генерального направления движения России.

Егор Холмогоров - яркий публицист, колумнист "Комсомольской правды" и украшение чтений

Егор Холмогоров - яркий публицист, колумнист "Комсомольской правды" и украшение чтений

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

Немного труднее объяснить, что такое консерватизм, так как вопрос: «Что консервируем?», - поднимался философами все три дня чтений, и, похоже, для них самих является больным. С определенной долей допущения можно сказать, что консерваторы — не либералы. То есть они выступают против гей-браков и за сохранение традиционной семьи, за почвенничество и против преклонения перед чужим. Патриотизм для этих мыслителей не прибежище негодяев, а естественный и единственно возможный способ существования...

Словом, по-иному консерваторов нужно называть государственниками, либо традиционалистами. Либо, совсем по-современному, охранителями.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. КАБАНЫ И СЕМГА

Открытие форума - на Куршской косе. Беседка по типу «теплица»: стеклянные стены и деревянный каркас. На улице плюс четыре, ветер свищет. Философы бегают фотографироваться на залив.

Начинаются чтения. Коротко: Россия — не Европа. Протестанты — не христиане (взрыв интереса аудитории). Россия не может присоединиться к Европе, так как Россия больше.

Консерваторы за работой

Консерваторы за работой

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

Докладчик — лектор Национального института восточных языков и цивилизаций в Париже, так что ему, в принципе, можно верить. Журналисты кутаются в клетчатые пледы и старательно записывают: «Европы нет, она выдумана; ненависть европейцев к России — это ненависть к христианской системе ценностей...»

- Кабан!!! - истошно кричит ваша покорная слуга, вышедшая погулять в дюны и увидевшая там кого-то вроде бегемота.

- Свинья, дикая, - отечески поправляют философы.

С тарелок стремительно исчезает семга.

Самые яркие дискуссии состоялись в библиотеке фон Валленрода. Если раньше человечество выбирало между марксистскими и монархическими ценностями,то теперь - между ценностями и отсутствием ценностей...

Самые яркие дискуссии состоялись в библиотеке фон Валленрода. Если раньше человечество выбирало между марксистскими и монархическими ценностями,то теперь - между ценностями и отсутствием ценностей...

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

ДЕНЬ ВТОРОЙ. БУСЫ. ОЖИВШИЕ КУКЛЫ

Тема форума — почему Европа нас не любит. Актуально, особенно для Калининграда. Бумажные цветы на ветках деревьев перед университетом Канта напоминают, что мы сейчас как раз в центре неприязненно настроенного континента. Когда идет дождь, цветы синеют.

В фойе — удивительно уродливая лепнина: космонавт на стартовом стуле, как на стульчаке. Философы рассматривают огромный глобус: точную копию приборов, докомпьютерной эры стоявшую в военных штабах Калининградского военного округа: с помощью нитки по таким моделям рассчитывали направление ядерного удара. Сколько символики.

Первый докладчик:

- Консерватизм Шишкова оказался инструментом для победы России в войне 12-го года. В Петербурге никто более не желал слушать французских актеров, их прогоняли топотом и шиканьем. Дамы и кавалеры неожиданно выяснили, что русский язык совершенно удобен в гостиной, и они могут выразить на нем свои мысли.

Шишков — это: «Шишков, прости, не знаю, как перевести». Писатель времен Пушкина, большой борец за русскую идентичность. Доклад — о галломании, накрывшей было наше общество в начале девятнадцатого века. Увлечение иностранным всегда характерно для российского либерала, вплоть до желания стать иным. А для консерватора родное всегда было предпочтительнее.

Следующие доклады, тезисно: «Такие страны, как Россия, Китай выражают сомнение в правильности подходов либеральной демократии», «За пять столетий только одна нация на Евразийском контитенте не была побеждена англосаксами — это русский народ», «Общественное согласие — одна из главных консервативных ценностей, как и сильное государство. Причем необязательно демократическое: любое, которое лучше обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность».

Важно: на трибуне не политологи, а академические ученые. Они не рисуют схемы, как нам обогнать Америку (зачеркнуто) реорганизовать РАБКРИН, а фиксируют тенденции.

На словах: «Консерватизм есть трансцендентальный субъект» ваша корреспондент позорно сбежала и купила себе бусы из янтаря. Янтарь в российской Прибалтике хорош: граненый идет по тридцать тысяч рублей (в Москве шестьдесят), мелкая галька — по полторы-две. Водитель попутки не берет денег и дарит необработанный медовый камень: просто так. Янтарь так дешев, что на нем настаивают водку. Говорят, камень растворяется целиком. Так прусское в Калининграде растворилось в русском... Сколько символики.

Могила Иммануила Канта обязательна для посещения в Калининграде. А уж коллегами - особенно

Могила Иммануила Канта обязательна для посещения в Калининграде. А уж коллегами - особенно

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

Вечером мы сидим в Кафедральном соборе, попросту называемом собором Канта, и духовно сотрясаемся от мощи оргАна. Девятая симфония Баха продирает до печенок. Тихо звякает монета, уроненная в чашу, где крестили Канта. Загадочно смотрят кованые русалки: неканонические Адам и Ева с рыбьими хвостами. Говорят, что на них любил смотреть Гофман: он учился музыке в этом храме.

На последнем аккорде органист нажимает какую-то клавишу, и дородные херувимы на верху барочного органа вдруг начинают двигать пухлыми руками. В красной подсветке они напоминают фильмы ужасов про куклу-убийцу Чаки. Количество символов зашкаливает. Становится страшно.

ГЕНДЕР. ФЕЙСБУК. ЕВРОПА — ЗДЕСЬ

Идеи форума, если продраться сквозь ссылки на Шопенгауэра, просты и понятны. И, мало того, постоянно обсуждаемы патриотической прослойкой, которая является чем-то вроде авангарда российского большинства в восемьдесят четыре процента (того самого, которое против Болотной, за то, чтобы не кланяться Америке, и так далее).

Вопросы брака, семьи, гендера — то, из-за чего произойдет новое столкновение цивилизаций. Прогресс всегда двигался скачками, через кровь и отрицание старого, и даже хуже: через нападение на самое святое (то, что казалось самым святым в тот момент). Сначала были религиозные войны: в семнадцатом веке только католики и гугеноты резали друг друга тридцать лет. Итог: протестантское господство. Потом мировое зло (как понимают традиционалисты силы прогресса) повело атаку на монархию, то есть на государственные основы. Королям рубили головы... Ну, а теперь очевидно, что «смерть Кощеева» (наша смерть, смерть традиционного миропорядка) на конце иглы, то есть в семье. Ведь сколько ни уничтожай церковную гегемонию или абсолютизм, традиционная семья все равно воспроизводит традиционное мировоззрение, человека патриархального.

Уже появился термин «гендерные войны» и «война полов». Уже появилось движение «чайлд фри», идея которого, по сути, окончание человечества. Радикальнее некуда... Уже появился радикальный ИГИЛ, воины которого, в своей системе координат, защищают традиционные ценности...

Деревья в бывшем Кёнигсберге украшают бумажными цветами. Потому что как в Европе

Деревья в бывшем Кёнигсберге украшают бумажными цветами. Потому что как в Европе

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

Идею будущих цивилизационных столкновений выдвинул Егор Холмогоров, который отметил, что люди воевали гораздо за меньшее: в девятнадцатом веке мужчины в Америке поднялись за фундаментальное право своих штатов сохранять или отменять рабство. А доктор философских наук Леонид Ионин (профессор Высшей школы экономики) отметил, что традиционная семья уже в кризисе. Женщина, которая сидит с детьми — неполноценный член общества, как ни крути. Ее труд не оплачивается и не оценивается (не пользуется уважением), как бы он ни был тяжел. В Германии киндергарден (детский сад) обязателен, это не вопрос выбора, и это безусловный шаг к разрушению традиционной модели мира. Сексуальное воспитание в Германии обязательно с четырех лет...

Янтарь в Калининграде дешев

Янтарь в Калининграде дешев

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

А Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии, сообщил, что европейские консерваторы (в природе они тоже есть) требуют уже охранять результаты гендерной революции. Геев и однополые семьи... от мусульман, которые видят весь этот карнавал как бардак и раковую опухоль.

И это снова к вопросу: что консервируем? То или это?

А теперь скажите, что все это вы не обсуждаете у себя в Фейсбуке или на кухне. Как и отсутствие равенства между людьми, которое было и остается чисто либеральным и номинальным лозунгом (избирательная система по принципу: один человек — один голос, при которой голос мудреца оказывается равен голосу человека с диагнозом, и итог которой: быдло рулит, в качестве мэров выбирают бандитов, политтехнологи управляют сознанием недалеких людей, а те, кто поумней, отказываются ходить на выборы и участвовать в этом цирке...). Консерваторы вовсе не уверены в правильности такого порядка. И говорят об идее правовой дифференциации для разных слоев общества и не боятся последующего разделения на сословия...

Барочный орган в восстановленном Кафедральном Соборе на острове Канта появился благодаря Путину и Шредеру. Теперь здесь лучшая органная акустика в Российской Федерации

Барочный орган в восстановленном Кафедральном Соборе на острове Канта появился благодаря Путину и Шредеру. Теперь здесь лучшая органная акустика в Российской Федерации

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

Идеи витают в воздухе, для нас. Но сотрудник восьми европейских институтов Андрей Рачинский отметил, что за всю свою жизнь не встретил двух (!) иностранцев, с которыми мог бы открыто обсудить эти мысли. Спокойно и не брызгая слюной.

- Там это невозможно, от слова совсем. Мы говорим: Европа ли Россия? Но Европы как центра культуры больше нет. Европа закатилась... (оживление аудитории: «Закат Европы» Шпенглера читали все. - Ред.) и докатилась. Европы там (тыкает пальцем в окно. - Ред.) больше нет. Европа — здесь.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ. ПРАВЕДНИКИ, ЛОХИ

Вечер третьего дня. Доктора, профессора и медицинская сестра, то есть я, направляемся в аэропорт. Мы с руководителем Центра по изучению консерватизма Воронежского государственного университета Аркадием Минаковым горячо жалеем, что не увидели домик Канта с намалеванной на стене надписью: «Кант — лох».

- Хотя, что есть философ, как не вот это самое? - философски рассуждает кто-то.

В этой чаше крестили Канта

В этой чаше крестили Канта

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

Консерваторы, живущие в либеральном мире, напились мудрости друг друга, упились общностью. И разъезжаются по своим университетам. Думать свои мысли, удерживать мир от падения. Консервировать.

По легенде, Господь терпит мир, если в нем живут тридцать шесть праведников.

Так вот, гостей на форуме столько и было. Тридцать шесть.

P. S. Редакция выражает благодарность организатору форума Некоммерческому фонду - Институту социально-экономических и политических исследований (Фонду ИСЭПИ)