Премия Рунета-2020
Белгород
+10°
Boom metrics
Общество26 марта 2015 8:01

Сбежавшие из украинской армии рядовые: «Сослуживцы называли нас сепаратистами, потому что мы – луганчане»

Двое солдат, дезертировавших в Белгородскую область, сдались российским правоохранителям [видео]

Фото: Евгения ГРЕБЕНИК

В Белгородскую область из армии незалежной сбежали двое солдат. Украинские рядовые перешли границу ночью 24 марта недалеко от места пересечения «Журавлёвка – Стрелечья». Сослуживцам пришлось несколько часов крадучись пробираться по оврагам и болотам. Сзади доносился лай дворовых псов. Сердце ухало в пятки. Вдруг погоня?! По счастью дезертиров никто не преследовал. Перейдя линию рубежа, парни сразу же сдались в руки российских правоохранителей.

«Я НЕ ТРУС И НЕ ПРЕДАТЕЛЬ. Я НЕ ХОЧУ СТРЕЛЯТЬ В ЗЕМЛЯКОВ»

- Кто-то скажет: «Трусы и предатели». Но я себя таким не чувствую. У меня не было выбора. Не сегодня – завтра нас должны были отправить в зону контртеррористической операции в Луганскую область. Мы с другом родом из этих мест. Я стоял под Харьковом и знал, что дома мои мама и сестра прячутся в убежище от бомбежек. Во время боевых действий сотовая связь не работала. Только, когда все заканчивалось, я мог позвонить и спросить, живы ли они. А теперь что? Надо ехать убивать своих близких и земляков? Я не хочу этого, - объяснил сбежавший солдат Андрей*.

Воинская часть, где служили приятели, располагается под Харьковом. По словам молодых людей, они оба – контрактники. Прежде, чем пополнить ряды вооруженных сил, работали на шахте.

- Я поступил на службу в августе 2013-го года. Ничто не предвещало беды. Но, когда началось обострение, все изменилось. Техника, стоявшая на приколе, вдруг начала ездить. С одной стороны, это плюс. С другой – ради чего? Кому нужна эта война? – рассуждает Иван*.

Молодой человек был водителем в воинской части. А его друг - оператором средства противовоздушной обороны. Андрей в случае участия в боевых действиях должен был сбивать вражеские самолеты.

- Мой контракт близился к окончанию. Я собирался вернуться домой и начать мирную жизнь. Но, увы… - поделился Андрей. – Оказалось, уволиться не так-то просто. Мне сказали, что надо ждать особого распоряжения. Я сам из Луганской области. Так получилось, что город, откуда я родом, находится под контролем ополчения. Естественно, я попал в группу риска. По всей видимости, начальство опасалось, что я пополню ряды ополченцев. Мало того, что мы все устали от этой политики, высоких цен и нищенских зарплат, так я еще в придачу стал подвергаться оскорблениям. Сначала сослуживцы меня в шутку называли сепаратистом, а потом и командиры. Все потому, что я – луганчанин.

Моральный террор испытал и земляк Андрея. Водитель Иван тоже, как он сам рассказал, ходил в «сепарах».

- Ни я сам, ни те, кто меня так называл, толком не понимаем значения этого слова. Все просто. Раз из Луганска, значит – сепаратист, - объяснил Иван.

«У НАС ОДНА МЕЧТА – МИРНОЕ НЕБО НАД ГОЛОВОЙ»

По словам товарищей, конкретного времени отправления в зону контртеррористической операции им не называли. Сейчас на Украине перемирие. Однако ребята считают, что украинская армия использует затишье для передислокации.

– В последнее время мне говорили: «Скоро на выезд. Готовься морально и физически», - рассказал Иван.

Приятели приняли решение покинуть воинскую часть до того, как окажутся на передовой. Побег задумали примерно за месяц. В свои планы, разумеется, никого не посвящали.

- Мы жили в военном городке. Контрактнику покинуть часть не так уж сложно. У нас свободный выход, казарменного режима нет. Просто улучили удобный момент и ушли. Одеты были по гражданке. Оружия при нас не было. Никакого внимания не привлекли. Я скачал из интернета карту, распечатал. На местности ориентироваться мы более или менее умеем. Перешли границу без приключений. С начала боевых действий из армии по той же причине, что и мы, дезертировали порядка десяти моих знакомых, - рассказал Иван.

Молодые люди понимают, что на Украину им дорога навсегда закрыта. Там их ждет тюрьма. Но парни надеются вернуться на подконтрольную ополченцам территорию. Ведь в Луганской области остались их родственники. Ребята не торопятся строить планы на будущее. Говорят, что сейчас у них одна мечта – мирное небо над головой и спокойная жизнь.

*имена героев публикации изменены по этическим соображениям