Премия Рунета-2020
Воронеж
+16°
Boom metrics
Звезды24 марта 2015 11:27

Олег Митяев: «Передача «Три аккорда» занимается обыдлением страны!»

В эксклюзивном интервью «Комсомолке» артист рассказал, как возрождать интерес к хорошей литературе, что делать с гаджетами, а также почему оптимизму надо учиться у бабушек

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Олега Митяева в этот приезд в Воронеж наградили деревянной медалью и подсолнечным маслом! Ничего удивительного: очень у него душевные концерты! Не стало исключением и выступление 21 марта в ВКЗ. Олег Григорьевич на концерте исполнил много песен со свежего альбома.

Перед выступлением «Комсомолка» расспросила артиста о жизни, кризисе и творчестве.

НАША НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ — ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

- В новом альбоме «Просыпаясь, улыбаться» много песен-посвящений эпохальным личностям - Эльдару Рязанову, Федору Конюхову, Михаилу Евдокимову. Вы в своем жанре тоже уже эпоха. Себе-то напишите посвящение? - поинтересовалась "Комсомолка" у артиста.

- Хороший вопро-о-с. Ой, не надо мне посвящений. Без лишней скромности скажу: я скромный. Не люблю я о себе-то.

- А пригодилось бы посвящение: в следующем году вам будет 60 лет. Вы какие-то итоги подводите: что удалось, чего еще не сделано?

- Я уже пожил. Когда было 50, думал, уже все итоги подвел. Сейчас я такое «бесплатное продолжение». Регенеративную функцию уже выполнил, природа на меня не в обиде.

- Теперь наслаждаетесь жизнью?

- Я и раньше наслаждался. От того, что был безответственен. Люди же тогда думают, что все прекрасно. Это сейчас, если что-то в Челябинске у внучки не в порядке, я не засну.

- Сейчас что приносит удовольствие? Что напрягает?

- Ничего не напрягает, нет у меня отрицательных эмоций. Просто я не стремлюсь влиять на ситуацию. Я бы очень многое поменял на планете, в нашем государстве, но мне ведь никто не звонит и не просит совета. Даже когда я что-то пытаюсь кричать, например, про то, что наша национальная идея – образование и воспитание. Никто не слышит.

- А песню об этом написать не хотите? Сейчас в такое тревожное время не спускаются свыше патриотические строчки? Большинство же ваших песен – лирическо-ностальгического плана...

- Я не могу сказать, что большинство. Если разобрать мои песни по темам, то соберется альбом про войну, альбом про любовь, третий - ностальгический, детско-юношеский. Вот, последний диск, видимо, следует обозначить как альбом-посвящение — людям, которыми я восхищаюсь... Но многое из того, что я написал десятилетия назад, актуально до сих пор!

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ПОЛУЧИЛ ТРИ ТРОЙКИ — СДАЙ ПЛАНШЕТ!

- Вы упомянули про национальную идею. 2015-й объявлен Годом литературы. Вы считаете, это поможет возродить интерес к классике?

- Год литературы? О чем вы говорите? Не де нее. И было не до нее, а сегодня уж точно. Не до культуры, не до литературы. И не до воспитания. Не до образования. Если сейчас начали бы ими заниматься, может, лет через 20-30 у нас были бы какие-то плоды. А мы пока даже не смотрим в эту сторону. Дырки какие-то латаем.

- Как же, по-вашему, молодежь снова приучить к чтению, вытащить из гаджетов? Ваша 15-летняя дочка читает книги или тоже в планшете «сидит»?

- В гаджетах, как и все, погрязла. Я уже выбрасывал ее айфон в сугроб. Они его до часу искали, утром откопали. А через два дня она его утопила в туалете, слава богу. Однозначно с этим засильем надо бороться. И без жесткости в этом вопросе ничего не произойдет. Пускать на самотек нельзя. Нынешние дети в штыки воспринимают ограничения. Но какие-то рамки на уровне семьи надо вводить: условно говоря, с какого-то времени выключать, к примеру, «с 20.00 никаких звонков». Или как провинился: «три тройки принес за четверть – планшет сдай!». А в глобальном смысле надо начать клонировать наших выдающихся преподавателей. Лучшие люди нашего общества должны заниматься воспитанием подрастающего поколения. Но пока у нас для этого не созданы условия.

- Вы на днях были у Ивана Урганта в передаче, почему не закинули на этот счет удочку из эфира главного канала страны?

- Ну не смешите меня, это же другой формат. Меня пригласили потрепаться. Что бы я ни сказал, отличное от формата, все бы вырезали и причесали. Это же кажется, что эфир прямой. Но даже если бы я жестко сказал, ничего бы не изменилось. Сейчас такое время, что можно говорить все - а толку? Раньше, если бы написали, что в магазине продают просроченный товар, все – руководство бы шло по маршруту «дело-суд-тюрьма-Сибирь». Сейчас... ничего не случится. Меня возмущает: вот идет передача на Первом канале, где вещают «внимательно смотрите, чтобы вас не обманули...». Что это за ерунда? Если бы у нас национальной идеей были образование и воспитание, такого товара в магазине просто не появилось бы! Ведь невозможно найти такое количество контролеров, чтобы проверять все магазины. А люди не могут не воровать... Что касается Года литературы. На одном из каналов (который уже закрыли) в последние 20 секунд часа, этакое «бросовое» время, там лучшие поэты современности читали стихи. Это уже позор нации: другого времени в эфире не нашлось! Мне говорят: ну это бизнес. И такой мощный рычаг, как телевидение, используется, чтобы набивать карман отдельной группе людей. И что вырастет в результате, никого не волнует. Я еще раньше как-то сомневался, а сейчас я в этом абсолютно уверен.

ЭТО В ИТАЛИИ ЗА БРОДСКОГО ПРЕМИИ ДАЮТ, А В РОССИИ СЛУШАЮТ ТИМАТИ И БАСКОВА

- Ну вы хотя бы сами делаете для этой национальной идеи многое: альбом песен на стихи Пушкина выпустили. Говорили о планах записи альбомов на стихи Бодлера, Тарковского...

- А сейчас в Италии нам будут вручать премию за альбом на стихи Бродского. Который был записан 10 лет назад! Михаил Казаков, царствие ему небесное, был восхищен этим альбомом!

- В общем, вы продвигаете нашу национальную идею за рубежом!

- Получается, что да, ведь у нас альбом прошел незамеченным. За Пушкина, правда, дали Царскосельскую премию. А в остальном никому ни до этого. То «Евровидение», то еще что-то. Я попытался сделать большой фестиваль песни и поэзии на Первом канале. Но его затмила передача «Три аккорда». Которая занимается обыдлением нации. И это делает главный канал страны. Так что фестиваля «Крепитесь, люди» в этом году не будет. Иначе я должен свою жизнь положить на это.

- А вы не пробовали привлечь своих поклонников к проведению по модной нынче системе краудфандинга – народному финансированию, когда поклонники сбрасываются, например, на альбом любимой группе, так же можно было бы сброситься на фестиваль...

- Мы с каждым годом все больше теряем аудиторию. Когда-то физкультурник Митяев собирал огромные залы, сейчас аудитория до тех залов не дотягивается. А уж что говорить о Елене Камбуровой или Сергее Никитине, которые поют Большую поэзию. Аудитория тает. Все слушают Тимати. Слава богу, что Грушинский фестиваль в этом году будет. Но вообще по стране проходит огромное количество больших фестивалей, которые собирают и по 100 тысяч. Но ни на одном канале – ни радио, ни ТВ – нигде мы этого не увидим, не услышим. Потому что это не приносит денег. Меня пригласили в передачу, посвященную шансону и авторской песне. Я музыкальному продюсеру Первого канала Юрию Аксюте сказал, что это же разные вещи. И попросил сделать отдельную программу. Мы нашли 12 миллионов, провели фестиваль. А они скромно показали «Концерт бардовской песни». Зато в прайм-там идет «Три аккорда». Такое там слышу: «Пьяная соседка, а в глазах похоть» - как вы поете эту строчку, - говорит Розенбаум молодой актрисе, - вы же не понимаете, о чем поете. Смотрите как надо!». Или вот такие строчки «Сегодня мы сделали первую затяжку, дружок, а завтра попробуем красненького...». Говорит само за себя.

- Вам удавалось собирать на фестиваль таких разных участников – от мэтров Гафта и Смехова до модных Слепакова и Полозковой. Как вы к поэтической молодежи относитесь? Полозкову одни обожают, другие ненавидят...

- Ну о чем вы говорите! Ее попросту мало знают. Всего восемь процентов. А в основном-то знают Баскова!

СЛАВА БОГУ, НЕ ПРИГЛАШАЮТ ТУДА, ГДЕ НАДО КРИВИТЬ ДУШОЙ

- На вас экономический кризис сказался?

- На творчестве? Чтобы писать, надо просто садится почаще за стол и это делать. Так что у меня все как происходило, так и сейчас. Ну стало концертов поменьше. Но стыдно об этом говорить в то время, когда пенсионеры каждую копейку считают. И раньше-то невозможно было понять, как они существуют, а уж сейчас – тем более. Да и не только пенсионеры, посмотрите на тех, кто получает по 15 тысяч рублей. Они же не могут купить квартиру вообще никак. Но даже если у них есть квартира, жить на 30 тысяч с двумя детьми – это надо умудриться. Это ниже человеческого достоинства. Мне всегда обидно за таких людей, которые честно работают.

- Есть антикризисные советы от оптимиста?

- Оптимизму нужно учиться у бабушки, которая говорит: «Хлеб есть, войны нет – хорошо, чего вы расстраиваетесь?». А как мы будет строить новое государство, как будем совершенствовать его, нас об этом никто не спрашивает! Я-то может ничего путного и не сказал, но и достойнейших людей, образованнейших, не спрашивают.

- Вы такой неторопливый, мудрый, слегка грустный. Что же вас может вывести из себя?

- Никто и ничто. Меня как-то обходят такие вещи.

- Вам удается избегать всяческих скандалов.

- Господь отводит. Меня почему-то никуда не приглашают. Когда были выборы Ельцина, за предвыборную кампанию такие деньги хорошие платили. Я думал, вот сейчас придут, предложат, а как я буду отказывать? Мне деньги-то нужны (надо было дачу строить), а не хочется в это ввязываться, испачкаться. Я так переживал! А никто не пришел. И так никогда не приходят. Обходят стороной. Не приглашают в политически окрашенные мероприятия. Вообще туда, где нужно покривить душой!

Благодарим агентство "Бельканто" за помощь в организации интервью.