Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире26 февраля 2015 19:22

Зачем мы возвращаемся на Кубу?

Какие интересы преследует Россия, обратив свой взор на Латинскую Америку
Независимый эксперт по Латинской Америке, преподаватель РГГУ, журналист-международник Михаил Белят

Независимый эксперт по Латинской Америке, преподаватель РГГУ, журналист-международник Михаил Белят

От радостной песни «Куба далеко – Куба рядом» до нынешнего визита в Гавану, Каракас и Манагуа министра обороны России Сергея Шойгу прошла эпоха. Да что там: целых две! Куба – как, впрочем, и вся остальная Латинская Америка – ушла с наших горизонтов примерно тогда же, когда ее место на телеэкранах прочно и надолго заняла совсем другая Америка. Но когда несколько лет назад я прилетела в командировку в Гавану, лично просто «убил» один факт. Вот этот: когда в начале 90-х обновленная Россия с Кубы ушла – там начался настоящий голод, и кубинцев учили по телевизору делать котлеты из банановой кожуры... Почему в нашей прессе ничего об этом не писали? Потому же, почему мы не помогли тогда растерзанной Югославии... Не до того было. Настолько драматичен был распад СССР, что все стали равнодушны к чужой боли. Теперь мы туда возвращаемся. Зачем? - попытался ответить независимый эксперт по Латинской Америке, преподаватель РГГУ, журналист-международник Михаил Белят.

Хлопнуть дверью

- Давайте для начала вернемся в 90-е и уточним: почему после стольких лет дружбы Россия обнулила то, что делалось десятилетиями и ушла с Кубы?

- Причин для ухода не было, кроме одной: потому что Соединенные Штаты Америки хотели, чтобы мы оттуда ушли. Мы и ушли - такая у нас тогда была политика. Как это было? Ужасно. Мы просто хлопнули дверью. В один день оборвали все контракты, не выполнили обещания, прекратили поставки. Кубинская экономика от Советского Союза и стран социалистического содружества зависела на 90 с лишним процентов. И когда мы оттуда ушли, Куба осталась совершенно одна. Эта ситуация почти голода, экономического застоя, нищеты практически для всего народа, тянулась 10 лет. Куба смогла чуть-чуть подняться на ноги только в 2000-х. 90-е годы они вспоминают с содроганием. Те теплые чувства, которые кубинцы испытывали по отношению к Советскому Союзу, были поколеблены.

- Да? Я этого, честно сказать, не заметила. Прививки хватило на много лет?

- Кубинцы люди не злопамятные. И они действительно к нам всегда относились очень искренне. Это чувствовалось сразу: приезжаешь на Кубу и понимаешь, что попал к друзьям. Они всегда помогали - если нужно было кого-то из русских взять в больницу, вылечить - все это делали без слов и радостно, с удовольствием, с желанием помочь. Это было действительно очень дружеское отношение. Оно и осталось, просто теперь где-то в глубине души они знают, что мы можем предать.

Кубинцы люди не злопамятные. И они действительно к нам всегда относились очень искренне

Кубинцы люди не злопамятные. И они действительно к нам всегда относились очень искренне

Фото: РИА Новости

- Сильно сказано... И тем не менее: нельзя без иронии говорить о состоянии кубинской экономики. Как так получилось, что покупают 70 % продовольствия при том райском климате, в котором живут?

- Во-первых, они к этому привыкли. Вернее, мы их к этому приучили – получать продовольствие. Во-вторых, в том «райском климате» далеко не все растет.

Яблок нет. Черного хлеба нет. Пшеницы. Но дело не в этом: в том, что на Кубе - я не побоюсь этого слова – случилась некая дурь, которая продолжалась в течение долгого времени. Дурь эта заключалась в том, что они собственными же руками уничтожали собственного крестьянина. Это было очень похоже на то, что мы в 20-е – 30-е годы делали с коллективизацией. Я помню то время, когда на Кубе невозможно было купить фруктов, не было крестьянских рынков, они были запрещены.

- А из с других стран карибского бассейна мы тоже ушли, хлопнув дверью?

- Когда мы уходили, мы хлопали дверью основательно, так, что косяки ходуном ходили. В том числе и в ущерб себе, в ущерб своим стратегическим и глобальным интересам . Этот «хлопок» очень серьезно чувствовался и в Никарагуа, потому что это тоже была наша креатура, которая во многом повторяла кубинский вариант. Кстати сказать, Никарагуа были вторыми «граблями», на которые наступили Соединенные Штаты. Потому что ни кубинская революция, ни сандинистская не начинались как социалистические. Они стали социалистическими именно в силу того, что США не смогли наладить отношения ни с этими революциями, ни с вновь возникшими молодыми государствами. И они, эти юные революционные государства, ушли тогда за наш социалистический щит, потому что другого выбора не было. Поэтому для Никарагуа наш хлопок дверью тоже был очень тяжелым. Мы прекратили поставки вооружений, перестали поддерживать их финансово. Мы прекратили делать все то, что делали для них раньше. И это тоже был обвал. Он не был таким трагическим, как для Кубы, потому что Никарагуа все-таки не остров, у нее сохранялись отношения и с другими странами. Но тем не менее, там тоже был тяжелейший кризис.

Никарагуа были вторыми «граблями», на которые наступили Соединенные Штаты. Потому что сандинистская революция не начиналась как социалистическая

Никарагуа были вторыми «граблями», на которые наступили Соединенные Штаты. Потому что сандинистская революция не начиналась как социалистическая

Фото: РИА Новости

Шерше ля нефть!

- А почему мы возвращаемся в Латинскую Америку?

- Я думаю, по чисто меркантильным соображениям. Во всяком случае, я на это надеюсь. Потому что раньше в наших отношениях превалировала идеология. Наше присутствие латиноамериканцы рассматривали, как противовес Соединенным Штатам в этом регионе. Если США размещали военные базы НАТО на территории Турции, рядом с границей СССР - то мы пришли на Кубу, от берегов которой 90 миль до Флориды.

От радостной песни «Куба далеко – Куба рядом» до нынешнего визита в Гавану, Каракас и Манагуа министра обороны России Сергея Шойгу прошла эпоха

От радостной песни «Куба далеко – Куба рядом» до нынешнего визита в Гавану, Каракас и Манагуа министра обороны России Сергея Шойгу прошла эпоха

Фото: РИА Новости

- А вам не кажется, что латиноамериканские страны наше нынешнее возвращение воспринимают именно как символ окончания эпохи однополярного мира?

- Возможно. Они действительно устали оставаться наедине с Соединенными Штатами в течение всего времени нашего отсутствия. 25 лет – это все-таки солидный срок... Конечно, с точки зрения истории это даже не миг, гораздо меньше, но все равно много. Но сейчас, я уверяю вас, наши мотивы далеки от идеологии. На самом деле этот регион очень выгоден для России в экономическом плане.

- А какой еще у нас может быть к Кубе интерес, кроме фруктового и сахарного?

- В свое время мы успели построить там массу всего, завязать достаточно много отношений, чтобы кроме сахара нас интересовали еще кое-какие вещи. Сейчас, например, нас очень интересует разработка нефти на кубинском шельфе, которая считается очень перспективной и для нас, и для кубинцев. Россию интересуют те возможности, которые предоставляет кубинский никель, по запасам которого Куба занимает второе место в мире. Вообще, Куба обладает серьёзными резервами руд цветных металлов – меди, кобальта, золота… Насколько мне известно, у нас после распада СССР с некоторыми из них дела обстоят не блестяще.

В свое время мы успели построить на Кубе массу всего

В свое время мы успели построить на Кубе массу всего

Фото: РИА Новости

- По этой причине мы и простили им долг в 29 миллиардов долларов?

- Мы его реструктурировали. Понятно, что Куба, если бы даже и смогла его вернуть, то очень нескоро. Наверное этот срок измерялся бы даже не десятилетиями… Поэтому получить сейчас и сегодня хотя бы что-то – это очень практический подход. Мы им списали 29 миллиардов, но 3 миллиарда они будут выплачивать. Это те деньги, которые пойдут на инвестирование совместных проектов. Очень интересный поворот.

Никто не хочет никаких майданов

- Давайте не будем делать вид, что геостратегическое положение Кубы Россию совсем не интересует… На официальном уровне представители российского Министерства Обороны заявляют, что мы не собираемся ни восстанавливать там военные базы, ни строить новые. Получается, мы только декларируем свой интерес к этому региону: США нам устроили Украину, а мы можем залезть через Кубу в их собственное подбрюшье и погрозить пальцем в сторону Майами? Или это действительно стратегическое направление, которое мы вновь будем развивать? Разовая акция или начало серьезных отношений?

- Судя по тому, что говорят в Вашингтоне - а говорят там, что визит Сергея Шойгу – это попытка оказать политическое и дипломатическое давление на США в связи с событиями на Украине - это не разовая акция. Заметим, наш министр обороны ни одного слова не произнес, которое хотя бы намекнуло на то, что мы собираемся сделать им такую же «козу», которую они устроили на Украине. Да это и невозможно. Как бы там ни относились к Соединенным Штатам и ни не любили грингос, тем не менее, никто не хочет никаких майданов и цветных революций. Это все латиноамериканцы уже проходили, причем в достаточно в жестких условиях.

- Вы имеете в виду классическую попытку цветной революции, которую пытались осуществить в Венесуэле после смерти Чавеса?

- Не только. Вообще, стартом идеи организации цветных революций я считаю государственный переворот 1973 года в Чили, - теперь это уже доказано и признано - устроенный ЦРУ. Причем бунт военных был лишь апофеозом этого вмешательства, и не бомбежки президентского дворца в Сантьяго-де-Чили явились причиной падения правительства Сальвадора Альенде, а будоражившие всю страну антиправительственные кастрюльные бунты - когда на улицы выходили домохозяйки и били в донышки кастрюлек. Когда был организован искусственный дефицит продуктов, чтобы спровоцировать народное возмущение. Потом это превратилось в технологию цветных революций. Так что Латинская Америка очень хорошо знакома с этим явлением... Нет, сейчас, надеюсь, мы имеем в виду чисто прагматическое партнерство, главным образом в сфере экономики .

Вообще, стартом идеи организации цветных революций был государственный переворот 1973 года в Чили

Вообще, стартом идеи организации цветных революций был государственный переворот 1973 года в Чили

Фото: РИА Новости

- Хватило ли этого нашего очень аккуратного присутствия в регионе для того, чтобы дать понять США, что не только они могут оказаться близко к нашим границам, но и мы к их?

- Мне кажется, что давать понимать Соединенным Штатам ничего и не нужно, потому что они все прекрасно понимают сами. Дело в том, что в результате этого визита Россия договорились с Кубой и Никарагуа о том, что наши военные корабли будут свободно заходить в порты этих двух стран без специальных разрешений, достаточно будет просто оповестить о том, что будет заход нашего крейсера, например. Результаты визита министра обороны, на первый взгляд, очень нейтральны. Мы договорились о новых поставках вооружений в Венесуэлу. Вроде бы это обычные рядовые действия, тем более, что Венесуэла – второй импортер российских вооружений в мире после Индии. И традиционно уже в течение целого ряда лет мы поставляем туда и самолеты, и вертолеты, и системы ПВО, и зенитно-ракетные комплексы. Но всё это не выходит за рамки обычного военно-технического сотрудничества, развития экономических связей. Визит Сергея Шойгу обозначил невинность заключенных в Латинской Америке договоров – в них ни слова не говорилось об устройстве военно-морских или военно-воздушных баз. Никто не собирается там обустраивать и ракетные шахты для баллистических ракет. Но тем не менее, эти договора предоставляют потенциальную возможность увеличения нашего военно-морского и военно-воздушного присутствия в этих странах. Потому что для того, чтобы наши военные корабли получали в иностранных портах необходимое обслуживание, нужны специалисты - то есть, там появятся наши инженеры и техники. Для того, чтобы обслуживать вертолеты и самолеты, которые приобретает Венесуэла, Бразилия или Эквадор, тоже нужны будут ремонтно-технические возможности. В этом смысле наше присутствие в латиноамериканских странах будет безусловно возрастать.

«Кнуты» и «пряники»

- Вряд ли это понравится Соединенным Штатам. Каким, как вы думаете, может быть с их стороны противодействие?

- Оно, естественно, будет нарастать. И не только в связи с нашим возвращением в Латинскую Америку. Просто потому, что так складывается геополитическая ситуация. Потому, что мы выступаем за многополярный мир, а США его пока что еще не приемлют. Должен вам сказать, что Соединенные Штаты уже сейчас недовольны тем, что происходит на этом континенте, вне зависимости от того, вернулись мы туда или не вернулись. Дело в том, что за последние два десятилетия Латинская Америка сильно демократизировалась. Там проводятся по-настоящему свободные выборы, существует реальная транспарентность власти. И в то же время континент стал более самостоятельным и независимым в принятии решений. Если раньше латиноамериканские президенты и премьер-министры не могли даже чихнуть без разрешения Вашингтона, то сейчас почти все объединения, которые возникли в Латинской Америке в последние 20 лет, обходятся без США. И это, конечно, Вашингтон не может не раздражать.

Недавно я наткнулся на такую информацию – ЦРУ намерено увеличить своё присутствие в Латинской Америке: 500 дополнительных офицеров и оперативников появятся в составе отделений ЦРУ в латиноамериканских странах. Причем под разными крышами. И это не случайно происходит именно сейчас - Вашингтон на самом деле этот регион тревожит. Он всё больше уходит из-под американского влияния. И уходит достаточно интенсивно.

- Какую, как вы думаете, Белый Дом представит для них программу «кнутов» и «пряников»?

-Насчет «кнутов» все понятно: эта система включает в себя весь спектр всевозможных американских действий, которые не раз применялись в том числе и в Латинской Америке: и секретные службы, и политическое, дипломатическое давление, экономическая блокада, которая осуществляется против Кубы уже пятьдесят с лишним лет.

Что касается «пряников», то «пряник» тут пока один – обещания благоденствия и всеамериканский Общий рынок - якобы после организации такой всеамериканской зоны свободной торговли все латиноамериканцы без исключения заживут прекрасно и замечательно. У меня очень серьезные сомнения по этому поводу. Потому что например Мексика, которая сейчас находится в таком объединении как Североамериканский общий рынок (НАФТА), в который кроме нее входят Канада и Соединенные Штаты, вдруг перестала быть экспортером маиса. Маис – это кукуруза, главная сельскохозяйственная культура Мексики, которая пришла в европейский мир именно оттуда. Мексики без маиса быть не может. Так вот, сейчас Мексика импортирует маис из США...

- А какие «пряники» может предложить Россия, кроме списанного долга?

- Политическая поддержка плюс экономическое сотрудничество. Все-таки наши рынки очень похожи. Недаром в БРИКСе Бразилия и Россия работают вместе.

- Мы сами больше полугода живем в режиме санкций. Рынок наш открыт, товары, фрукты и рыба из ЕС больше не поступает. Почему же к нам не приплыла рыба из Латинской Америки? А фрукты где?

- Это надо спрашивать бизнесменов, которые традиционно не очень охотно сотрудничают с Латинской Америкой потому, что им кажется, что это очень далеко, ненадежно и суперхлопотно. Но аргентинское мясо в Россию уже пришло. И бразильское. И бананы. Я, как человек, много лет проработавший в Мексике, подмечаю: появилось много мексиканских продовольственных товаров. Конечно, они не могут сделать на рынке погоду - потенциал намного больше. Но мне бы хотелось, чтобы в первую очередь все-таки развивалось наше сельское хозяйство. И чтобы помидоры нашему покупателю поставлял наш фермер, а не латиноамериканский.

ЕЩЕ КОЛОНКА АВТОРА

Танки США прошли парадом в 300 метрах от границы России

Казалось бы - вот поле для публицистики: по центру эстонской Нарвы (90% населения которой - этнические русские) ползет колонна американских танков с американскими флагами... Оккупация? Война? Да вроде бы нет: следом бодро маршируют солдаты немногочисленной эстонской армии, и «нью-оккупантов» отчего-то взашей не гонят (подробности)