Премия Рунета-2020
Ижевск
+16°
Boom metrics
Спорт25 февраля 2015 5:21

Спортсмены Удмуртии и России: Диспансеризация дважды в год, а дальше – как повезет

Лыжники, стрелки и пловцы пояснили, как следят за здоровьем спортсменов и почему в команде биатлонистки Якимкиной не было врача
Спортсмены Удмуртии и России: Диспансеризация дважды в год, а дальше – как повезет  фото: www.sports.ru, biatlon18.ru, www.flgr.ru

Спортсмены Удмуртии и России: Диспансеризация дважды в год, а дальше – как повезет фото: www.sports.ru, biatlon18.ru, www.flgr.ru

Трагедия, произошедшая на трассе в Тюмени 21 февраля, когда погибла 21-летняя биатлонистка Алина Якимкина, заставила задуматься о качестве медицинского обслуживания спортсменов. Оказывается, наиболее верный способ получить хорошую медицинскую помощь – попасть в сборную России.

«Нас проверяют чуть ли не в одной клинике с космонавтами»

Чем выше «поднялся» спортсмен, тем серьезнее проверки. Так, если в сборной России врач каждый раз снимает ЭКГ, то на уровне региональном спортсмен проверяется, фактически, дважды в год, в рамках диспансеризации.

Сергей Большаков Фото: www.sports.ru

Сергей Большаков Фото: www.sports.ru

- 2 раза в год все спортсмены проходят диспансеризацию. У меня, например, она проходит сначала на региональном уровне, и на уровне сборной России. На уровне сборной диспансеризация серьезнее, нас проверяют чуть ли не в одной клинике с космонавтами. У нас есть свои врачи, которые делают кардиограмму спортсменам прямо в гостиничных номерах, следят за общим состоянием организма. Анализы крови берут регулярно, смотрят состояние перед заплывом, перед большой работой или просто перед стартом. Анализ крови может проводиться 2 раза в неделю или хоть каждый день, это индивидуально. Например, перед сложной тестовой тренировкой у нас берут кровь до заплыва и после. Смотрим, как выложился организм, восстановился ли он, – делится пловец из Ижевска, бронзовый призёр чемпионата мира 2011 года Сергей Большаков.

Спортсменам регионального уровня, по словам Сергея, везет куда меньше.

- Врачи при команде есть в «привилегированных» видах спорта – биатлон, лыжи. А такие, как пловцы, обходятся без врачей - у нас никогда не было ни доктора, ни наблюдения строгого. Есть, конечно, в диспансере (Республиканский врачебно-физкультурный диспансер. - Прим. авт.) доктор, который отвечает за пловцов. Но он никогда не выезжал на соревнования и не занимался восстановлением спортсменов, - вспоминает Сергей.

«Свято место пусто не бывает»

Наталья Падерина

Наталья Падерина

Сергей отмечает: скрыть болезнь сложно – техника все равно все покажет. Тем не менее, маститые спортсмены понимают причины, по которым молодежь пытается утаить болячки – потерять место под солнцем не хочет никто.

- У нас перед соревнованиями никакого осмотра не бывает. После диспансеризации спортсмен получает допуск. Если он заболел, то идет в диспансер, после осмотра и анализов принимают решение, отстранить его от соревнований, или провести процедуры, или еще что-то… Нас, стрелков, не осматривают перед стартом. Забота о здоровье лежит на плечах спортсмена. А молодежь пытается скрыть, потому что так у нас поставлен спорт - свято место пусто не бывает, - комментирует Наталья Падерина, стрелок из пистолета, серебряный призёр Олимпиады 2008 года в Пекине и заслуженный мастер спорта России.

По словам Натальи, во многом здоровье и жизнь спортсмена – в его руках. И если самочувствие плохое, на старт, конечно, выйти можно. Но результат может не оправдать ожидания.

Дмитрий Япаров Фото: www.flgr.ru

Дмитрий Япаров Фото: www.flgr.ru

- В сборной у нас есть свой врач. Он делает обходы, проверяет самочувствие спортсменов, примерно три раза в неделю нам делают кардиограмму, проверяют состояние. Но каждый спортсмен должен чувствовать собственное состояние. Ответственность высокая, требования к своему здоровью тоже. Поэтому, если есть какое-то недомогание, спортсмен и сам подходит к врачу, а врач уже решает, отстранить его от старта или дать какую-то таблетку, сообщит тренеру о ситуации,- комментирует лыжник из Удмуртии, серебряный призёр зимних Олимпийских игр 2014 года в эстафете Дмитрий Япаров. – В регионах все иначе. Конечно, когда врача нет, отследить состояние спортсмена сложнее. А работа спортивного врача тяжелая, мало кто захочет идти на такую ставку и на такой ритм работы. Ведь спортивному врачу нужно всегда выезжать с командой, а дома – жена, дети…

«Красильникова упрашивали доработать до конца года»

И все же, в сборной Удмуртии по биатлону был такой врач - Владимир Красильников. Но к концу 2014-го не выдержал и он - попросил увольнения. Кое-как Владимира Геннадьевича упросили доработать до конца года.

Алексей Вольчук фото: biatlon18.ru

Алексей Вольчук фото: biatlon18.ru

- Врач-то в команде был, но вооружен был одним градусником да зеленкой. Владимира Красильникова я сам в свое время еще приглашал в нашу сборную. Он и уволился больше из-за того, что устал так работать, устал просить оборудование, материалы. Он говорил: «Я хожу, прошу для ребят это и то, но меня не слышат», - передает слова Красильникова тренер юношеский сборной Удмуртии Алексей Вольчук. - Он уйти хотел еще в ноябре, но его уговорили доработать до конца года. Тут уже замены не было, и мы остались без врача.

По словам Алексея Владимировича, одного врача мало. Должно быть и оборудование, которое помогло бы профессионалу оценить состояние здоровья спортсмена, в том числе и на выезде.

- Такое оборудование, которое, например, следит за вариабельностью сердечных ритмов, есть у врачей многих команд - тюменских, ханты-мансийских… Но у нас его нет. А ведь по оценке сердечного ритма можно оценить состояние спортсмена, понять, на что сейчас он готов. Это дает возможность скорректировать нагрузку, - делится Алексей Владимирович. – Конечно, есть тренер. И он внимателен к своим спортсменам. Но как он на глаз определит, недомогание это или глубокие изменения? Нужна аппаратура.

«Как тренировать полуголодного спортсмена? Я не знаю!»

По словам Алексея Вольчука, изменения состояния здоровья, подобные тем, что происходили с Алиной, встречаются у массы спортсменов.

- Красильников наблюдал Алину. После его ухода два месяца она без наблюдения была. Он был в курсе, что у нее были изменения. Такое бывает у многих спортсменов. Кому-то из них нужно объяснить, что стоит прекратить заниматься спортом и поберечь себя. Или как с Алиной. Проблемы у нее были, но и допуск был. Ей можно было продолжать заниматься спортом, с кучей «но»: наша команда должна была иметь и врача, и оборудование, чтобы вести такого спортсмена, - поясняет Алексей Владимирович. - Да что говорить! Вон, посмотрите на спортсменов в нашем интернате. Это ребята с 8 по 11 класс. Они уже взрослые люди, а им на питание в день выделяют 220 рублей! Вот и кормят их вместо мяса колбасой, получают на выходе калийную недостаточность, нехватку витаминов. А занятия спортом у них серьезные! И получаются изменения в кардиограмме. Как можно полуголодного спортсмена тренировать? Не знаю, что еще должно случиться, чтобы что-то изменилось и на нас, наконец, обратили внимание.