Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Умные вещи11 августа 2014 15:30

Постояльцы соцсетей - виртуальные вуайеристы?

Появилась возможность посмотреть на самого себя глазами пользователей интернета
Ольга МОРОЗОВА
Многие, усаживаясь перед монитором,  чувствуют себя более уютно и защищено, чем в реальном мире

Многие, усаживаясь перед монитором, чувствуют себя более уютно и защищено, чем в реальном мире

- Откуда он все это узнал обо мне? Откуда?? - сетовала знакомая после второго свидания с молодым человеком. – Он рассказал, о моем детстве, юности, любимых книгах и фильмах, моих хобби. Представляешь, он даже знает о том, что недавно я встречалась с иностранцем! Об этом ведь знали только мои подруги! Я чувствую себя голой.

Молодой человек был спецагентом? Конечно же нет! Он просто прошерстил социальные сети, в которых девушка проводит по несколько часов в день.

Многие, усаживаясь перед монитором, чувствуют себя более уютно и защищено, чем в реальном мире. Наполняя свои страницы фотографиями, селфи, лайками, чекинами, постами с одной стороны создают свой желаемый образ. С другой - получают одобрение, поддержку дальних и близких «френдов», что тоже, согласитесь, не мало, если вспоминить о потребности человека в психологическом поглаживании.

- Меня «залайкал» сам Гоша Куценко! – пишет девушка.

- Что, неужели настоящий Гоша Куценко?- спрашивает в комментариях другая. И тут возникает в некотором смысле эффект трансцедентности…

И все бы так и осталось в сфере интересов психологов и социологов, выясняющих, как человеку удается "событийствовать" во множестве виртуальных и реальных миров, если бы не тот факт, что любая социальная сеть становится еще и своеобразным сканером. В любой момент все то, что оставлено вами в профайле социальной сети, может быть использовано против вас.

Недавно в американской деловой газете The Wall Street Jornal была опубликована статья, в которой рассказывалось о том, что знает о вас Facebook. В принципе, это же касается и других соцсетей.

1) Какие сайты вы посещаете. Отслеживая данные cookies, Facebook получает информацию о том, какие сайты вы просматриваете. Поэтому не надо удивляться, что ваши желания будут предугаданы и после просмотра рекламы интернет магазина платьев, у вас на странице то и дело будет всплывать реклама женской одежды.

2) Как вы выглядите. Facebook умеет распознавать лица на фотографиях не хуже нас. Если кто-либо загрузит фотографию с вами или с изображением человека, похожего на вас, Facebook предложит ему отметить вас на этой фотографии.

3) Где вы бываете. Если человек часто выходит в социальную сеть со своего смартфона, отследить его местоположение легко. И выяснить где он работает, живет и отдыхает тоже не представляется трудным. Эту информацию используют рекламодатели для персонализации рекламы. Вы выявляете свои интересы по чекинам с мест событий – и получаете в качестве рекламы именно то, что может заинтересовать именно вас.

4) Ваши отношения. Facebook группирует ваших друзей по спискам, среди которых родственники, друзья по университету, коллеги и т. п. То есть, перейдя на страницу пользователя, можно узнать о нем достаточно личной информации. Facebook также запоминает, кого вы искали в соцсети и как часто.

5) Сфера ваших интересов. Facebook следит за вашими предпочтениями, в том числе за любимыми фильмами, музыкой, книгами и т. п. Один ваш лайк на пост о новом романе Пелевина, и реклама книг в стиле социальной фантастики вам обеспечена.

Это не считая того, как много информации можно получить по отметкам «нравится», постам и комментариям - от политических убеждений человека до подробностей о том, что он сегодня ел на завтрак.

Все это при должном навыке может пригодиться многим людям с разными намерениями: отделам кадров на собеседованиях, хакерам, владельцам баз данных для рассылки спама, мошенникам и прочим.

Пока приложение работает в тестовом режиме

Пока приложение работает в тестовом режиме

И, оказывается, детально посмотреть на себя глазами других людей, можно. Для этого «Лабораторией Касперского» недавно создано специальное бесплатное приложение для Facebook с характерным названием "Друг или враг?". «Его цель - показать пользователям, сколько их личных данных доступно всем желающим и как они выглядят со стороны, в частности, с точки зрения лиц с не самыми чистыми намерениями», – отметил Евгений Черешнев, руководитель управления по социальным медиа «Лаборатории Касперского».

Если есть желание, новый сервис помогает узнать, чем именно занимаются ваши друзья в Facebook: кто самый активный участник, кто рассылает спам, у кого общие интересы, кто чаще всего комментирует, кому нравится просто наблюдать и прочее.

- А не похоже это на социальный вуайеризм? – задаю вопрос Евгению Чернышеву. Что конкретному пользователю даст подобная информация о своих друзьях?

- Угроз в интернете становится все больше, а злоумышленники все более изобретательными, поясняет Евгений. – При этом многие пользователи социальных сетей до сих пор не в курсе о методах так называемой социальной инженерии – когда мошенники втираются в доверие к пользователю и получают данные от его аккаунтов без применения каких-либо специальных технических средств. Поэтому всегда стоит уделять внимание своему окружению в интернете, тем более, если вы ведете активную онлайн-жизнь. Особенно это касается социальных сетей. Наш сервис FriendorFoe, позволяет проанализировать активность ваших интернет-друзей: с кем у вас есть общие интересы, кто рассылает спам, кто никак не участвует в онлайн-жизни, а кто, наоборот, активно комментирует и размещает посты. Пользователь может отслеживать кто начал, а кто перестал читать его страницу, географическое расположение друзей, статистику ленты.

Кстати, с помощью этого приложения можно определить свой «социальный возраст», который выявляется на основании возрастов ваших друзей в Facebook и интенсивности общения с ними (опять же актуальная информация для «внешних» исследователей аккаунта).

Захожу на свою страничку в Facebook - ленты объявлений пестрят заголовками тренингов и семинаров: «Не подставляйся», «Как защитить конфиденциальные данные», «Как не попасть на удочку социальных инженеров» и т.д. Даже у психически здорового человека есть все шансы заработать фобию. Но и игнорировать тот факт, что «облачная» жизнь имеет свои правила игры – бессмысленно. Помня мораль сказки о голом короле, остается одно - заботиться о себе и своем окружении по обе стороны экрана.