Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Экономика21 июля 2014 6:00

Порту «Бронка» нашли источник энергии

Инвестор проекта морского многофункционального перегрузочного комплекса (ММПК) «Бронка» под Санкт-Петербургом возьмет в свои руки решение вопросов энергоснабжения будущего порта и вложит 4 млрд. рублей в строительство новой подстанции на 330 КВт.
Источник:kp.ru

Построенный объект перейдет в собственность Федеральной сетевой компании на условиях семилетней рассрочки. Такую схему финансирования одобрили Минтранс и Минэнерго, которые получают возможность решить сразу несколько стратегических задач, не создавая дополнительной нагрузки на федеральный бюджет. Министр транспорта Максим Соколов, Министр энергетики Александр Новак, Председатель правления ОАО «ФСК ЕЭС» Андрей Муров и генеральный директор ООО «Феникс», выступающего инвестором проекта МППК «Бронка», Дмитрий Михальченко подписали соглашение о намерениях по строительству подстанции «Ломоносовская». Новая подстанция «330/110 КВт с заходами ВКЛ 330 кВ ЛАЭС-Западная» будет построена до конца 2016 года и должна полностью закрыть все потребности нового порта в электроэнергии, а также повысить надежность энергосистемы прилегающих районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. После подписания соглашения, временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Георгий Полтавченко отметил, что решение существующих вопросов энергоснабжения позволит успешно завершить реализацию проекта МППК Бронка, с которым у правительства города связаны большие ожидания, а также даст импульс к дальнейшему инвестиционному развитию территории.

Строительство подстанции «Ломоносовская» предусмотрено «Схемой и Программой развития Единой энергетической системы России на 2011-2017 гг.», утверждённой Министерством энергетики РФ. Проектирование было начато еще в 2012 году, но в связи с ограничением роста тарифов естественных монополий у «ФСК ЕЭС» на сегодняшний день отсутствуют источники финансирования данного проекта. Что сделало невозможным строительство подстанции в рамках собственной инвестиционной программы «ФСК ЕЭС» на 2013-2017 годы. Между тем проект ММПК «Бронка» включен в стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года, утвержденную постановлением правительства РФ. Первая очередь строительства по плану должна быть завершена уже в 2015 году. До конца 2015 начнет работу контейнерный терминал мощностью 1,45 млн. TEU в год и терминал накатных грузов на 130 тыс. единиц автомобильной техники в год. А уже на 2017 году запланирован ввод второй очереди, строительство которой ведется параллельно, и увеличение мощности контейнерного терминала до 1,9 TEU в год. Но без своевременного ввода объектов энергоснабжения реализация этих планов была бы затруднена.

После завершения строительства канала «Бронка» станет вторым после Усть-Луги глубоководным российским портом на Балтике, способным принимать современные классы судов с осадкой от 12 до 14,5 метров. Большой порт Санкт-Петербург принимать контейнеровозы-гиганты не может из-за недостаточной глубины и малой ширины Морского канала, что уже через несколько лет грозит серьезным падением его конкурентоспособности в сравнении с финскими и прибалтийскими портами. Увеличение размера судов является сегодня общемировой тенденцией, поскольку позволяет операторам сократить удельные расходы на перевозку единицы груза. В этой связи ближайшие соседи России по балтийскому региону уже имеют глубоководные порты с подходными каналами от 14,5 до 17 м. или активно занимаются их развитием. Это в частности, порты Хамина-Котка, Мууга, Гданьск, Клайпеда. Россия пока отстает в развитии современной портовой инфраструктуры на Балтике, из-за чего значительная часть внешнеторговых грузов по-прежнему проходит через порты Финляндии или Прибалтики. В Минтрансе, похоже, правильно оценивают перспективу, и поддерживают проекты развития глубоководных портов.

Важным преимуществом проекта ММПК «Бронка», помимо глубины подходного канала, является и его уникальное местоположением, позволяющее при сравнительно небольших затратах обеспечить подключение к автомобильной и железнодорожной сети. Это делает новый порт привлекательным для операторов морских перевозок, благодаря сокращению времени обработки грузов и отсутствию проблем с его транспортировкой по суше, характерных для порта Санкт-Петербург. Несмотря на это, сроки реализации проекта ранее пришлось сдвинуть на несколько лет из-за рассогласованности со сроками финансирования за счет государства дноуглубительных работ. Долгое время при определении проектов в Большом порту Санкт-Петербург, финансируемых из средств федерального бюджета, приоритет отдавался развитию терминальных мощностей, принадлежащих компании «Global ports» - на сегодняшний день монополисту по перевалке контейнеров в РФ. Федеральное финансирование в размере 15,9 млрд. руб. на проведение дноуглубительных работ в порту «Бронка» в итоге было выделено двумя траншами в 2013 и в 2014 году. Сегодня проект набирает ход , что обеспечит запуск первой очереди ММПК «Бронка» уже в конце 2015 года.

В случае со строительством подстанции инвестор - ООО «Феникс», судя по всему, решил полностью исключить риски и возвести объекты энергоснабжения в необходимые сроки за свой счет. Впрочем, утвержденная схема финансирования выгодна всем заинтересованным сторонам. Минтранс и Минэнерго получают возможность своевременной реализации проектов стратегического значения, находящихся в их ведении, не создавая при этом никакой дополнительной нагрузки на федеральный бюджет. «ФСК ЕЭС» по условиям соглашения войдет в номинальном объеме (приобретя 1 акцию стоимостью 10 рублей) в капитал специального создаваемого для реализации проекта совместного предприятия для обеспечения качества строительства объекта. А с 2017 года, после завершения строительства, будет произведен поэтапный выкуп объекта с рассрочкой не менее 7 лет. При этом выкуп будет осуществляться не за счет заемных источников, а за счет средств уплаченных самими потребителями за получаемую электроэнергию. Помимо МППК Бронка на территории уже есть неудовлетворенная потребность в электроэнергии, подкрепленная платежеспособным спросом. Инвестор в перспективе вернет вложенные средства и обеспечит строительство подстанции в более ранний срок, чем это было бы возможно при иных условий.

Министр энергетики Александр Новак особо подчеркнул, что заключенное соглашение – это фактически «новый инструмент финансирования энергетической инфраструктуры, который станет примером эффективного государственно-частного партнерства и межведомственного взаимодействия». Если опыт окажется удачным, компания «Феникс» проложит дорогу другим крупным инвесторам, заинтересованным в скорейшем развитии собственных проектов.