Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды14 апреля 2014 15:00

«Трамвай «Желание»

В театре "У Никитских ворот" поставили знаменитую пьесу "американского Чехова" о том, куда нас заводят желания и иллюзии
Источник:kp.ru
Пожалуй, ни одна современная пьеса не давала такого количества совершенно разных воплощений

Пожалуй, ни одна современная пьеса не давала такого количества совершенно разных воплощений

Премьера по пьесе американца Теннеси Уильямса, поставленная Марком Розовским очень по-русски. Хотя в этом нет никакого парадокса – многие, и в их числе сам Розовский, подчеркивают внутреннее родство творчества Уильямса и Чехова:

- Да, сыгранная именно по-русски, эта пьеса… благодаря своей правде и человечности… как никакая другая взывает к состраданию, сопереживанию, сочувствию, без которых настоящего русского искусства нет. В этом смысле Теннесси Уильямс – самый русский драматург среди американцев… Его близость к Чехову несомненна…

«Трамвай», написанный в 1947 году, удостоен Пулитцеровской премии, был трижды экранизирован и сотни раз поставлен разными театрами. Пожалуй, ни одна современная пьеса не давала такого количества совершенно разных воплощений. Причину такого богатства наверное надо искать в сложном психологизме пьесы (как тут о Чехове не подумать?).

В театре "У Никитских ворот" поставили знаменитую пьесу "американского Чехова" о том, куда нас заводят желания и иллюзии

В театре "У Никитских ворот" поставили знаменитую пьесу "американского Чехова" о том, куда нас заводят желания и иллюзии

Фабула такова. Бланш Дюбуа, нервозная девушка средних лет, приезжает к своей сестре Стелле в Новый Орлеан, добираясь с вокзала на трамвае с символическим названием «Желание». Сестры воспитывались образованными аристократками, а муж Стеллы, поляк Стенли Ковальски, - прямолинейный мужлан с простыми радостями, кулаками, с пивком-картами и такими же друзьями-работягами. Но Стелла и Стенли любят друг друга, у них есть та самая «тайна двоих», и потому они счастливы в своей убогой квартирке. Бланш же от всей этой «житухи», и особенно от зятя, в ужасе. Хотя родовая усадьба «Мечта» давно спущена, а у одинокой, безнадежно стареющей Бланш нет и пяти центов, она упорно ведет себя как сентиментальная и манерная принцесса, чем жутко бесит Стенли, считающего ее иллюзии и фантазии обычным враньем, потому что ему так понятнее. Он выведывает все о ее беспорядочных интрижках и то, что Бланш уволена из школы за роман с юнцом. Все это он выкладывает другу Митчу, вздумавщему на Бланш жениться. А потом и вовсе добивает ее расшатанную психику, дико насилуя, пока Стелла мучается родами в больнице. В этом трагическом противостоянии двух миров у каждого своя правда, но если во всей истории и есть положительный герой, так это любящая и трезвомыслящая Стелла.

Вы наверняка видели фильм-классику (4 «Оскара») с хрупкой Вивьен Ли и Марлоном Брандо. А потом неоднозначную картину с доводящей до бешенства Джессикой Лэнг и Алеком Болдуином. Внутренне они так же непохожи, при абсолютной верности тексту, как и постановки театра Маяковского, МТЮЗа и «У Никитских».

Последняя постановка действительно самая русская. Несмотря на вроде бы американский антураж. Джаз? Но разве нас не тревожат чувственные импровизации этой «пришлой» музыки? Платья 50-х, майки-алкоголички, камуфляж, боулинг и татуировки сейчас как раз в моде. Даже свалка (в виде обрывков бумаги, банок, старых шин, сломанных великов и прочего, сцепленного между собой, хлама сделан занавес) нам как родная – что мы, свалок тут не видели? Или историй таких - с ментальной пропастью непреодолимой? У нас и типажи окрашены поярче. Наш Стэнли – хам и гопник, доходящий до скотства. «Аристократизм» наших «принцесс» чаще заключается в пошлых истериках и притязаниях. Ну и Митч, недотепа, не смыслящий в истинных женских желаниях ни грамма, - таких у нас навалом. Все эти характеры достоверно проработаны – в лучших традициях, опять же, классического русского театра. И посыл нового «Трамвая» из разряда наших «вечных русских вопросов»: ребята, давайте жить дружно.

Последняя постановка действительно самая русская

Последняя постановка действительно самая русская

И правда – давайте уже, а? Попробуем все же быть терпеливее, деликатнее друг к другу. Мы не обязаны быть одинаковыми.

«У Никитских ворот»

Режиссер: Марк Розовский

В ролях: Владимир Давиденко, Наталья Баронина, Виктория Корлякова, Николай Захаров…

Ст. м. «Арбатская», Б.Никитская, 23

27 апреля

Цена билета: 300 - 1500 руб.