Премия Рунета-2020
Воронеж
+14°
Boom metrics
Пресс-центр "КП"24 декабря 2012 12:15

Правозащитник Антон Карпов: «Не пасуйте перед хитромудрыми торговцами - отстаивайте свои права до конца!»

21 декабря, во Всероссийский день бесплатной юридической помощи, на вопросы читателей воронежской «Комсомолки» ответил специалист по защите прав потребителей
Доказывать свою правоту продавцам - только воздух сотрясать. Подавайте претензии в письменном виде!

Доказывать свою правоту продавцам - только воздух сотрясать. Подавайте претензии в письменном виде!

ВОЗМУЩАЙТЕСЬ В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ

- Здравствуйте, Антон Александрович. Вам звонит Галина Дмитриевна. Мы 18 ноября купили ноутбук. Проработал он меньше суток, а потом начал громко пищать. Мы его сразу отвезли обратно в магазин. Там назначили какую-то экспертизу, которая длится по сей день. Сказали, что вернут товар после ремонта, но мне такой ноутбук уже не нужен. Скажите, можно ли получить назад свои деньги или претендовать на новый ноутбук?

- Вы подписывали какой-нибудь документ, когда передавали ноутбук? Что там было написано?

- Что мы передали им ноутбук для проверки.

- Вы почитайте бумагу, которую вам дали в магазине, внимательнее. Вы могли подписать документ, который организации обычно составляют так, чтобы в случае чего потребитель смог реализовать только одно свое право - на ремонт.

- Они здесь пишут «…о безвозмездном устранении недостатков и сервисного содержания».

- К сожалению, у вас ситуация обычная - вы подписались на ремонт. Получается, они берут у вас оборудование на проверку и, если обнаружится дефект, на его устранение.

- И что нам делать?

- Забирайте ноутбук, подписывайте все бумажки и приходите с ними ко мне - посмотрим, что они напишут в акте выполненных работ, и будем разбираться дальше.

- Хорошо, так и сделаю. Спасибо.

- Спасибо за звонок.

- Здравствуйте, меня зовут Мария. Не так давно я купила в магазине хлебопечку, а, когда пришла домой, оказалось, что ее корпус немного помят. Я взяла хлебопечку, чек - и бегом обратно в магазин разбираться. Хотела, чтобы они вернули мне деньги за испорченный товар, но магазин отказывается это делать. Подскажите, Антон Александрович, как мне быть в такой ситуации?

- Вы к ним обращались устно или письменно?

- Устно, как и положено по закону, в течение 14 дней.

- На самом деле такое требование вы можете предъявить к товару в течение всего срока его службы. И что вам ответили?

- Мне сказали, что возвращать деньги не будут, так как это не гарантийный случай. И что мы сами помяли хлебопечку при транспортировке. Но это не так!

- Мария, попробуйте написать письменную претензию с описанием всей ситуации и потребуйте ответ. Я думаю, что на этот раз к вашим пожеланиям прислушаются.

- Здравствуйте, меня зовут Алексей Желтков. Я слышал, что, если купленный холодильник мне не подойдет по цвету или размеру, его можно вернуть в течение двух недель…

- Алексей, скажите, данная техника вас не устраивает только по этим двум основаниям?

- В принципе, да.

- Когда вы покупаете вещь с довольно длительным сроком использования, к ее выбору нужно подойти осознанно. Холодильник относится к технически сложным товарам, вернуть которые можно, если они имеют существенный недостаток. Тот, который не может быть устранен по соразмерным затратам - то есть тем затратам, которые приблизительно составляют стоимость самого товара. Либо если выявленный дефект проявляется вновь после его устранения. Допустим, у вас не работала морозильная камера, вам ее починили, а она снова не морозит...

- Понятно, значит, не получится. Спасибо за консультацию.

«ЛУЧШЕ ОБРАТИТЬСЯ К ЭКСПЕРТАМ»

- Здравствуйте, Антон Александрович. Меня зовут Елена, я домохозяйка. В сентябре купила зимнюю обувь. Недавно в нее обулась, несколько дней поносила, и подошва сапог начала отклеиваться. В магазине деньги не вернули. Как в такой ситуации поступить?

- А вы им писали письма?

- Нет, только общалась напрямую.

- Вы имеете право обратиться в какое-либо экспертное учреждение - какое выберите. Лучше в государственное - Воронежский региональный центр судебной экспертизы, где есть отдел товароведческой экспертизы. Он находится в Воронеже, на улице Краснознаменной, 2. Специалисты вам скажут, почему отклеилась подошва у вашей обуви. Вдруг вы зацепились за что-то и испортили обувь, или же это производственный брак. А вообще, такую экспертизу по вашему обращению может провести любой другой магазин обуви или даже ларек «Ремонт обуви». Только все это должно иметь документальное подтверждение. В квитанции мастеру нужно написать, по какому поводу вы обратились, и разобраться в причине возникшего недостатка. Допустим, мастер вам напишет, что при производстве обуви были использованы ненадлежащие нитки - не те, которые на самом деле были нужны. Либо кожа плохого качества, либо что-то еще. Имея на руках этот документ, вы уже можете с ним обращаться в суд. На сезонную обувь устанавливается гарантийный срок - месяц, но есть срок службы, и он составляет сезон, то есть 3 - 4 месяца. И если производственный брак выявится даже в последний день сезона, вы имеете право потребовать свои деньги назад и компенсировать стоимость экспертного исследования. А также стоимость услуг своего представителя в суде.

- Здравствуйте, меня зовут Оксана. Мастер в парикмахерской, вместо того чтобы подровнять мне волосы, укоротил их на 10 сантиметров, да еще неровно. Я отказалась платить за такую стрижку. В результате был скандал, и мне пришлось обращаться в другому мастеру, чтобы привести свои волосы в божеский вид. Можно ли получить компенсацию за мои моральные страдания?

- Оксана, можно было бы получить компенсацию, но только как вы докажете, что до стрижки ваши волосы были на 10 сантиметров длиннее? В теории, прежде чем идти в парикмахерскую, вам нужно было зафиксировать себя на фотографии, обязательно с датой снимка. И снять себя после стрижки. На основании этих доказательств можно было бы требовать компенсацию.

- Здравствуйте, вам звонит Ирина Соколова из Воронежа. Антон Александрович, сейчас хотят ввести закон о том, что при несерьезном ДТП можно будет не вызывать гаишников, а вместо этого самостоятельно заполнить определенные бланки и получить страховку. К чему это приведет? Как вы считаете, хорошее это нововведение или нет?

- На мой взгляд, лучше все-таки дождаться приезда гаишников. Во-первых, как определить размер ущерба - то ли он на 17 тысяч рублей, то ли на 26... Вы же не эксперт. Или, например, вы составили документ по образцу, но страховая компания все равно придерется к ошибке - нет запятых, точек и прочее. (Хотя это, по сути, мошенничество с их стороны.) Лучше бы увеличили число гаишников…

ПРОДАВЦАМ СУДЫ НЕВЫГОДНЫ

- Антон Александрович, вас беспокоит Елена. В магазине я купила для детей молоко. Судя по дате на упаковке, оно не было просроченным, а, когда мы попробовали его, оказалось кислым. Мы не стали возвращать испорченный продукт, так как чек я уже выкинула. Могла ли я без чека потребовать назад свои деньги?

- Статья 18 Закона «О защите прав потребителей» гласит, что наличие чека не является необходимостью при предъявлении претензий к продавцу. То есть даже если вы не сохранили чек, то проблемы возврата быть не должно. Однако если вы, допустим, купили дорогой коньяк и он оказался подделкой, не ленитесь написать претензию и проставьте на ней отметку о передаче испорченного товара продавцу. Так как все ваши действия должны иметь документальное подтверждение. По закону обязанность доказывать, почему возник недостаток товара, лежит на продавце, если это произошло в пределах гарантийного срока. Иными словами, наличие дефекта должны доказать вы, а его причину - продавец. Но, скорее всего, вам вернут деньги, так как закон защищает права потребителей, и продавцу подчас невыгодно, чтобы конфликт решался в судебном порядке.

- Спасибо за консультацию.

- Здравствуйте, меня зовут Светлана. У нас произошла неприятная ситуация: в кафе мы с мужем заказали один вид коньяка, за 600 рублей, а в результате официант принес нам в прозрачном графине совсем другой коньяк - за 1800 рублей. При этом нам стали доказывать, что именно его мы и заказывали. Мы отказались платить, так как даже денег таких с собой не было. Нас не выпускали из кафе, и вечер закончился в милицейском участке.

- Вы имели право оплатить тот коньяк, который вы заказывали. А то, что вас не выпускали, - это уже незаконное лишение свободы. Надо было в этой ситуации поступить так: ребята, вот мой адрес и телефон. Я плачу за тот коньяк, который заказал, а вы взыщите остальное по суду, потому что я это не заказывал. Не тушуйтесь, не пасуйте перед хитромудрыми торговцами - боритесь за свои права. Но надо понимать, что, если вы решили отстаивать свою правоту в суде, это порой нелегкий путь, по которому нужно идти до конца. Тем более что в конечном счете все издержки окупаются.

«КП» - Воронеж» Вконтакте, Facebook, Twitter