Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Звезды17 мая 2001 22:00

Дживан Гаспарян: Жизнь и смерть под звуки дудука

Выступление знаменитого музыканта пройдет в Концертном зале им. Чайковского 23 мая в 19.00
Источник:kp.ru

В последний раз Дживан Гаспарян заставил говорить о себе в прошлом году, когда вышел фильм «Гладиатор». Музыку писал голливудский композитор Ханс Зиммер, но для исполнения нескольких фрагментов пригласил Гаспаряна. Эти фрагменты и стали самыми яркими в саундтреке. А до этого армянский дудукист, выступавший однажды перед самим товарищем Сталиным, успел поработать с огромным количеством западных знаменитостей: от Питера Гэбриэла и Брайана Ино до Лайонела Ричи. - Не обидно, что пишут о вас в основном в связи с теми суперзвездами, с которыми вы играли? - Нет, не обидно. Это очень хорошие музыканты и хорошие люди. - Вы сейчас где живете? - В Ереване, а дети в Америке. Я туда поехал в 1993 году. У нас в Армении тогда очень трудно было. Свет в дома давали по полтора часа в сутки. А я такой человек: без хлеба могу жить, без света не могу. Я в Америку прилетел с 20 центами в кармане. Но друзья помогли. Начал выступать, потом в кино стали приглашать... - Вас там уже знали? - На Западе с помощью Брайана Ино уже были выпущены мои записи. В Лондоне я выступал, мои концерты показывали по телевидению. - Странная штука: «Гладиатор» - фильм про Римскую империю, а дудук там звучит в самый раз. В фильме «Ворон» тоже Армения не упоминается, а музыка ваша очень кстати. - Дудук - инструмент необыкновенный. Уникальный, я нигде в мире ничего похожего не слышал. Турки, правда, говорят, тоже играют на дудуке. Я говорю: есть армяне, которые на балалайке играют, но мы же не говорим, что это армянский инструмент. А ученики у меня есть и в Турции, и в Америке, и в Англии. - А можно сделать дудук в Америке, из американского дерева? - Если это будет абрикосовое дерево и если за дело возьмется настоящий мастер, то можно. - Дудук с годами становится лучше? - А вот этого никто не знает. Вообще тут много непонятного. Из одного дерева делает мастер 10 дудуков. Девять - так себе, десятый - уникально звучит. - Вас так часто приглашают в разные проекты, наверное, еще и потому, что имитировать звук дудука невозможно? - Японцы попробовали. Во время моих концертов в Токио они все записали и пытались синтезировать звук. Близко, но не то. Души там нету. - А армяне в Японии есть? - Не встречал. - А вам все равно, перед какой публикой играть - перед армянским землячеством или перед американцами? - Я уже привык, мне все равно. Но я точно знаю, для кого какую музыку нужно играть. В России у меня всегда хорошо получалось. - Как предпочитаете выступать: соло, с ансамблем или с большим оркестром? - Смотря что играю. Могу один, могу с двумя-тремя дудукистами. У меня есть оркестр - 50 дудуков! Это вообще ни на что не похоже. - А бывает так, что берете в руки дудук и играете просто так, для себя? - Я без дудука жизни не представляю. Каждый день играю по 4 - 5 часов. Не потому, что надо тренироваться, а потому, что люблю. Если настроение неважное или сердце побаливает, играю. - Помогает? - Еще как! Я как будто в другой мир переношусь. Но однажды был такой случай. Я выступал в Америке на встрече армянского землячества. Один армянин, всю жизнь проживший в Америке, попросил меня сыграть очень старую песню. Я сыграл. Он очень растрогался. Потом просит: еще раз. Когда я третий раз играл, он умер. От разрыва сердца. Там же был писатель Вильям Сароян, он сказал: это счастливый человек, он умер под звуки дудука. - Вы с помощью дудука можете сказать женщине, что любите ее? - Конечно. Доводилось.